Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 18.02.2014 N 33А-158/14 <Об отмене решения Буденновского городского суда Ставропольского края от 20.11.2013 и направлении на новое рассмотрение дела в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства территории муниципального образования города Буденновска, утв. решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 N 49>



СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. № 33А-158/14

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.,
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2014 года,
дело по апелляционному представлению помощника Буденновского межрайонного прокурора Подберезного Р.И.,
на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 20 ноября 2013 года,
по заявлению Буденновского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Правил благоустройства территории муниципального образования г. Буденновска в редакции, утвержденной решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,

установила:

Буденновский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал следующее.
Решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Буденновска в новой редакции, утвержденных (далее - Правила благоустройства), отдельные пункты, которых противоречат требованиям федерального законодательства. Правила благоустройства опубликованы в газете "Буденновск сегодня", № 69 от 31.08.2012.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Согласно ст. 3. Правил благоустройства "прилегающая территория" это часть территории общего пользования с элементами благоустройства, непосредственно примыкающая к границе земельного участка здания, строения, сооружения (включая временные) ограждения, строительной площадки, к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, в аренде, пользовании. Границы прилегающей территории определяются в соответствии с настоящими Правилами.
Положениями ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 23, ч. ч. 4, 7 ст. 36, ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38, п. п. 2, 3, 4 ч. 3, п. п. 3, 4, 7, 8, 9, 10 ч. 4 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 21 ст. 45 Правил благоустройства на организации, предпринимателей и граждан, владеющих на каком-либо праве зданиями, сооружениями, земельными участками (далее - Объекты), а также на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества многоквартирных домов, возложена обязанность осуществлять уборку и очистку прилегающих к Объектам территорий (земельных участков, дорог, остановок и т.д.) не принадлежащих указанным организациям, предпринимателям, гражданам на каком либо праве.
Кроме того, в силу ч. 5 ст. 16 Правил благоустройства организации и граждане обязаны содержать в исправном состоянии осветительное оборудование, расположенное на прилегающих и дворовых (внутриквартальных) территориях.
При этом ни в ст. 16 Правил благоустройства ни в иных нормах нормативно-правового акта не содержится понятие "осветительное оборудование" из которого можно было бы сделать вывод о собственнике осветительного оборудования, в связи с вышеизложенным ч. 5 ст. 16 Правил благоустройства имеет неоднозначное толкование.

Согласно ч. 12 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в ст. 3 ГК РФ, кроме того, в указанной статье приведены законодательные акты, которыми могут регулироваться указанные правоотношения, акты органов местного самоуправления к ним не относятся.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, рассматриваемому Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, возложение муниципальным правовым актом на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, не находящейся в их собственности, владении либо пользовании, противоречит требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, так как указанные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства, и возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанностей по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основание федерального закона либо на основании договора.
За неисполнение Правил благоустройства граждане, руководители организаций, должностные лица несут ответственность в соответствии со ст. 4.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
Наличием в Правилах благоустройства правовых норм противоречащих требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города Буденновска. Также нарушаются права юридических лиц и предпринимателей.
На основании изложенного, ст. ст. 45, 131, 251, 253 ГПК РФ, прокурор просит суд, признать недействующими со дня принятия:
- ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 23, ч. ч. 4, 7 ст. 36, ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38, п. п. 2, 3, 4 ч. 3, п. п. 3, 4, 7, 8, 9, 10 ч. 4 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 21 ст. 45 Правил благоустройства территории муниципального образования города Буденновска в новой редакции, утвержденных решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, в части возложения на организации, предпринимателей и граждан, владеющих на каком-либо праве зданиями, сооружениями, земельными участками (далее - Объекты), а также на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества многоквартирных домов, обязанности осуществлять уборку и очистку прилегающих к Объектам территорий (земельных участков, дорог, остановок и т.д.), не принадлежащих указанным организациям, предпринимателям, гражданам на каком-либо праве;
- признать недействующей со дня принятия ч. 5 ст. 16 Правил благоустройства территории муниципального образования города Буденновска в новой редакции, утвержденных решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 20 ноября 2013 года заявленные требования удовлетворены частично, судом постановлено:
Признать недействующим со дня принятия п. 5 ст. 16 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Буденновска в редакции, утвержденной решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, согласно которого: "организации и граждане обязаны содержать в исправном состоянии осветительное оборудование, расположенное на прилегающих территориях объектов, находящихся в их собственности (владении, пользовании) и дворовых (внутриквартирных) территориях".
Отказать в удовлетворении заявления Буденновского межрайпрокурора о признании недействующими со дня принятия ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 23, ч. ч. 4, 7 ст. 36, ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38, п. п. 2, 3, 4 ч. 3, п. п. 3, 4, 7, 8, 9, 10 ч. 4 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 21 ст. 45 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Буденновска в редакции, утвержденной решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, в части возложения обязанностей на организации, предпринимателей и граждан, владеющих на каком-либо праве зданиями, сооружениями, земельными участками (Объекты), а также на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества многоквартирных домов, по осуществлению уборки и очистки прилегающих к Объектам территорий (земельных участков, дорог, остановок и т.д.), не принадлежащих указанным организациям, предпринимателям, гражданам на каком-либо праве.
Сообщение о принятом решении, касающимся признания недействующим со дня принятия п. 5 ст. 16 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Буденновска в редакции, утвержденной решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Буденновск сегодня".
В апелляционном представлении помощник Буденновского межрайонного прокурора Подберезный Р.И. просит решение суда отменить и принять новое решение.
В возражениях на апелляционное представление представитель Думы г. Буденновска П. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционного представления и возражений, выслушав старшего прокурора Левушкину Е.В., полагавшую необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и в этой части вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, а в остальной части решение оставить без изменения, представителя администрации г. Буденновска П., просившую отказать в удовлетворении апелляционного представления, судебная коллегия находит постановленное по делу решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.
Из доводов апелляционного представления и позиции старшего прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Левушкиной Е.В. следует, что фактически оспаривается решение суда только в части отказа в удовлетворении требований Буденновского межрайонного прокурора.
Исходя из требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для пересмотра решения суда в части удовлетворенных требований и полагает необходимым решение суда в этой части оставить без изменения.
Что касается решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, то судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что приняв решение об утверждении Правил, Дума города Буденновска, обеспечивает право граждан, проживающих на территории г. Буденновска, на благоприятную окружающую среду путем организации благоустройства территории города. Определяя порядок участия собственников и законных владельцев земельных участков в обеспечении уборки и очистку принадлежащим им земельных участков, а также прилегающих к ним территорий, орган местного самоуправления не возлагает на граждан и организаций дополнительного бремени содержания имущества, а реализует свои полномочия в части организации благоустройства и озеленения территории города.
Действующее законодательство, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по организации благоустройства и мероприятий по охране окружающей среды, не ограничивает в выборе способа и форм такой организации и не обязывает соответствующие органы осуществлять указанные мероприятия самостоятельно и только за счет средств местного бюджета.
Таким образом, оспариваемые прокурором пункты Правил благоустройства, затрагивающие вопросы уборки, прилегающей территории, не входят в противоречие с перечисленными заявителем нормами гражданского и жилищного права.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу подпунктов 11, 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2012) к вопросам местного самоуправления относятся в том числе; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно части 2 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, т.е. в том числе вопросов, связанных с организацией благоустройства и озеленения территории поселения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Думы г. Буденновска № 49 от 27.06.2012 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Буденновска.
Данные Правила являются нормативным правовым актом, вступившим в законную силу после обнародования решения путем опубликования в газете "Буденновск сегодня" № 69 от 31.08.2012.
Пунктом 1 статьи 1 Правил предусмотрено, что Правила определяют порядок осуществления работ по уборке и содержанию территории МО г. Буденновска в соответствии с санитарными правилами и устанавливают единые нормы и требования по обеспечению чистоты и порядка в г. Буденновске, требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены..., перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также устанавливают порядок участия собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий...
Пунктом 2 статьи 1 Правил предусмотрено, что Правила обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории г. Буденновска, всеми гражданами, находящимися на территории города Буденновска.
Понятия дворовой (внутриквартальной) и прилегающей территории раскрыто в статье 3 Правил.
Так, прилегающей территорией является часть территории общего пользования с элементами благоустройства, непосредственно примыкающая к границе земельного участка здания, строения, сооружения..., находящимися в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, в аренде, пользовании. Границы прилегающей территории определяются в соответствии с Правилами.
Положениями ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 23, ч. ч. 4, 7 ст. 36, ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38, п. п. 2, 3, 4 ч. 3, п. п. 3, 4, 7, 8, 9, 10 ч. 4 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 21 ст. 45 Правил благоустройства на организации, предпринимателей и граждан, владеющих на каком-либо праве зданиями, сооружениями, земельными участками (далее - Объекты), а также на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества многоквартирных домов, возложена обязанность осуществлять уборку и очистку прилегающих к Объектам территорий (земельных участков, дорог, остановок и т.д.) не принадлежащих указанным организациям, предпринимателям, гражданам на каком либо праве.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения.
Согласно ст. ст. 50, 51 указанного Федерального закона для решения вопросов местного значения в собственности муниципальных образований может находиться имущество (в частности, имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора), органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, возложение на физических и юридических лиц обязанности по решению за счет собственных средств вопросов местного значения неправомерно.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт "г" пункта 11).
При этом в силу подпункта "в" пункта 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав работ и услуг по содержанию общего имущества дома не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Учитывая это, собственники домовладений и иных объектов недвижимости должны содержать и благоустраивать указанные объекты в пределах занимаемых ими земельных участков.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2001 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Санитарными Правилами содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, титульные владельцы объектов недвижимости обязаны совершать работы, связанные с очисткой собственной территории. Содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Гражданам предписано воздержаться от совершения (несовершения) действий, нарушающих нормы санитарного законодательства и как следствие могущих повлечь за собой определенные негативные последствия для здоровья и среды обитания.
Согласно подпункту 3.6.1 пункта 3.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Таким образом, выполнение работ по уборке не принадлежащей владельцам объектов, в том числе торговых, территории на таких владельцев указанным федеральным законодательством не возлагается.
Такая обязанность может быть предусмотрена либо на основании федерального закона с четким указанием размера данной территории на федеральном уровне, либо на основании договора.
Те нормы Правил, которые устанавливают радиус подлежащей уборке прилегающей территории, утверждены без учета того, что прилегающая территория может находиться как в государственной, муниципальной, так и в частной собственности. Бремя содержания данных участков в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ возложено на собственников земельных участков, поскольку иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Федеральное законодательство, в том числе, регламентирующее правоотношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не предусматривает возложения такой обязанности на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, объектов недвижимости, торговли, иных стационарных объектов в отношении территории, прилегающей к указанному имуществу.
Судебная коллегия считает, что закрепление вышеуказанных обязанностей муниципальным правовым актом противоречит требованиям федерального законодательства.
При отсутствии федерального закона, предусматривающего возложение на физических и юридических лиц обязанностей по содержанию имущества, не находящегося у них на законном основании, данные функции могут осуществляться только на договорной основе.
Исходя из конституционного принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ и обусловленного им общеправового принципа формальной определенности права, следует, что закон должен быть понятным и недвусмысленным, что обеспечивает единообразное толкование и понимание правовых норм всеми правоприменителями.
В силу п. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, в данной части судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 20 ноября 2013 года в части признания недействующим со дня принятия п. 5 ст. 16 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Буденновска в редакции, утвержденной решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, согласно которого: "организации и граждане обязаны содержать в исправном состоянии осветительное оборудование, расположенное на прилегающих территориях объектов, находящихся в их собственности (владении, пользовании) и дворовых (внутриквартирных) территориях" - оставить без изменения.
Это же решение в части отказа в удовлетворении заявления Буденновского межрайпрокурора о признании недействующими со дня принятия ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 23, ч. ч. 4, 7 ст. 36, ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38, п. п. 2, 3, 4 ч. 3, п. п. 3, 4, 7, 8, 9, 10 ч. 4 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 21 ст. 45 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Буденновска в редакции, утвержденной решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, в части возложения обязанностей на организации, предпринимателей и граждан, владеющих на каком-либо праве зданиями, сооружениями, земельными участками (Объекты), а также на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества многоквартирных домов, по осуществлению уборки и очистки прилегающих к Объектам территорий (земельных участков, дорог, остановок и т.д.), не принадлежащих указанным организациям, предпринимателям, гражданам на каком-либо праве - отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым признать недействующими со дня принятия: ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 23, ч. ч. 4, 7 ст. 36, ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 38, п. п. 2, 3, 4 ч. 3, п. п. 3, 4, 7, 8, 9, 10 ч. 4 ст. 39, ч. 2 ст. 40, ч. 21 ст. 45 Правил благоустройства территории муниципального образования города Буденновска в новой редакции, утвержденных решением Думы г. Буденновска от 27.06.2012 № 49, в части возложения на организации, предпринимателей и граждан, владеющих на каком-либо праве зданиями, сооружениями, земельными участками (далее - Объекты), а также на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества многоквартирных домов, обязанности осуществлять уборку и очистку прилегающих к Объектам территорий (земельных участков, дорог, остановок и т.д.), не принадлежащих указанным организациям, предпринимателям, гражданам на каком-либо праве.

Судья
В.А.ПРОНЬКИН


------------------------------------------------------------------