Постановление администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 30.12.2014 N 2127 "Об утверждении программы повышения эффективности управления финансами Георгиевского муниципального района на период до 2021 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГЕОРГИЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. № 2127

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ ГЕОРГИЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА ПЕРИОД ДО 2021 ГОДА

В целях повышения эффективности управления финансами Георгиевского муниципального района, руководствуясь распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 № 433-рп "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года", администрация Георгиевского муниципального района постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления финансами Георгиевского муниципального района на период до 2021 года (далее - Программа).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника финансового управления администрации Георгиевского муниципального района Дубовикову И.И.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Глава администрации
Георгиевского муниципального
района Ставропольского края
А.В.БОБРОВ





Утверждена
постановлением
администрации Георгиевского
муниципального района
Ставропольского края
от 30.12.2014 № 2127

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ГЕОРГИЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2021 ГОДА

Программа составлена с учетом основных положений государственной бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, Ставропольского края, Георгиевского муниципального района.
При подготовке Программы учтены положения:
Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах";
указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
Стратегии социально-экономического развития Георгиевского муниципального района до 2020 года и на период до 2025 года;
Программы социально-экономического развития Георгиевского муниципального района на 2011 - 2015 годы;
основных направлений бюджетной и налоговой политики Георгиевского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов;
муниципальных программ Георгиевского муниципального района (далее - муниципальных программ).
Основными итогами повышения эффективности бюджетных расходов в Георгиевском районе стали:
отсутствие долговой нагрузки бюджета Георгиевского муниципального района (далее - местный бюджет);
переход к утверждению решения о бюджете Георгиевского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период в "программном формате";
присвоение Георгиевскому муниципальному району I степени качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края по итогам 2010 - 2014 годов (ежегодно);
оказание муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями Георгиевского муниципального района, в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон 83-ФЗ);
утверждение и реализация муниципальных программ;
создание финансового резерва Георгиевского муниципального района;
проведение ежегодного мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств Георгиевского муниципального района (далее - ГРБС);
победа в 2011 году в конкурсе программ повышения эффективности бюджетных расходов, проведенном Министерством финансов Ставропольского края, в результате чего на ее реализацию предоставлена субсидия из бюджета Ставропольского края в размере 8,8 млн рублей.
Необходимость дальнейшего повышения качества управления финансовыми ресурсами Георгиевского муниципального района обусловлена наличием ряда факторов:
недостаточно качественным прогнозированием и планированием бюджета, слабой увязкой со стратегическим планированием;
низкой бюджетной обеспеченностью района, требующей от каждого получателя бюджетных средств максимальной эффективности и результативности бюджетных расходов;
отсутствием мотивации руководителей учреждений при оптимизации расходов и расстановке приоритетов при использовании средств бюджета;
отсутствием практики применения результатов выполнения муниципальных программ при предоставлении средств бюджета;
ограниченностью доходной части местного бюджета и невозможностью полного удовлетворения потребностей получателей бюджетных средств в бюджетных ресурсах;
структура и динамика расходов не в полной мере учитывают цели социально-экономического развития района;
сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов. Муниципальные программы, обоснования бюджетных ассигнований, реестры расходных обязательств в недостаточной степени увязаны между собой, стратегией социально-экономического развития Георгиевского района и не рассматриваются ГРБС в качестве реальных планов действий;
недостаточно применены инструменты бюджетирования, ориентированного на результат. Определение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества учреждений осуществляется в большинстве случаев от доступного объема бюджетных ассигнований на планируемое количество оказываемых муниципальных услуг;
постоянными изменениями нормативно-правовой базы в области бюджетного процесса и других областях, требующими поддержания и совершенствования уровня профессионализма работников органов местного самоуправления и руководителей учреждений Георгиевского муниципального района;
требованиями времени по масштабному применению программно-целевых методов бюджетного планирования, в том числе с использованием информационных технологий;
возрастающим вниманием населения и органов власти к вопросам качества муниципальных услуг в зависимости от объемов, расходуемых на эти цели финансовых средств и, как следствие, необходимостью повышения ответственности всех участников бюджетного процесса;
привлечением населения к участию в формировании местного бюджета в связи с планомерным повышением открытости местного бюджета.

I. Цель, основные задачи и условия
реализации настоящей Программы

Бюджетная, налоговая, долговая политика в Георгиевском муниципальном районе строится с учетом тех направлений, которые обозначены Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Ставропольского края как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу. Создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, политики Георгиевского муниципального района является главной целью Программы.
Исходя из сложившихся проблем муниципальных финансов и сформулированной главной цели, основными приоритетными целями повышения эффективности управления финансами в Георгиевском муниципальном районе являются:
обеспечение дальнейшей сбалансированности и устойчивости местного бюджета;
повышение эффективности бюджетных расходов;
завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления бюджетным процессом;
повышение качества и прозрачности оказания муниципальных услуг в интересах населения;
повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в рамках реализации муниципальных программ.
Координация деятельности по реализации настоящей Программы будет осуществляться финансовым управлением администрации Георгиевского муниципального района.

II. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности местного бюджета

Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности местного бюджета необходимо исходить из следующих принципов:
повышение надежности экономических прогнозов;
использование консервативных сценариев при прогнозировании доходов местного бюджета;
создание предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности Георгиевского района и создания условий для увеличения доходов всех уровней бюджетов;
повышение эффективности администрирования неналоговых доходов местного бюджета;
сохранение объема муниципального долга на нулевом уровне;
формирование местного бюджета исходя из необходимости исполнения действующих расходных обязательств.

1. Управление доходами

Налоговая политика Георгиевского муниципального района должна быть направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступления налогов путем:
повышения достоверности планирования доходов местного бюджета;
участие в совершенствовании законодательной и нормативной базы по вопросам налогообложения;
мониторинга уровня собираемости налогов;
снижения недоимки по налогам и сборам.
В ходе решения указанных задач необходимо обеспечить:
повышение уровня ответственности главных администраторов налогов, сборов и других обязательных платежей за выполнение плановых показателей поступления доходов в местный бюджет;
обеспечение дополнительных поступлений за счет средств, полученных от использования собственности Георгиевского муниципального района (далее - муниципальное имущество), прежде всего путем повышения эффективности управления муниципальными активами;
повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
проведение регулярного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
обеспечение предсказуемости и прозрачности налогообложения на районном уровне;
выстраивание взаимоотношений с крупнейшими налогоплательщиками района;
усиление ответственности органов местного самоуправления Георгиевского муниципального района Ставропольского края при взаимодействии с организациями, допускающими выплату заработной платы ниже установленного прожиточного уровня, и совершенствование методов контроля по легализации "теневой" заработной платы;
выявление незарегистрированных налогоплательщиков, проведение инвентаризации торговых точек и упорядочение оптово-розничной торговли, усиление контроля за подачей деклараций физическими лицами и отчетностью предприятий;
обеспечение благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, особенно малого бизнеса, реализующего инвестиционные и инновационные проекты.

2. Оптимизация расходных обязательств

Для оптимизации расходных обязательств Георгиевского муниципального района с учетом эффективности их реализации необходимо обеспечить:
совершенствование процедур формирования "программного" бюджета на основе муниципальных программ, проведение оценки эффективности их реализации с последующим применением результатов проведенной оценки;
оптимизацию расходов в соответствии с "дорожными картами" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети учреждений Георгиевского муниципального района;
использование механизмов, позволяющих привлечь инвестиции и услуги для решения установленных полномочий;
формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (выполнение работ) на основе ведомственных перечней услуг (работ), сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг (работ), утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности услуг.

3. Управление муниципальным имуществом

Необходимо решение следующих задач:
рационализация и оптимизация состава и структуры имущества, находящегося в муниципальной собственности;
повышение эффективности приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В ходе решения указанных задач необходимо уделять внимание вопросам:
реорганизации (преобразования), ликвидации муниципальных унитарных предприятий;
увеличения доли имущества, находящегося в муниципальной собственности, переданного в оперативное управление, хозяйственное ведение или сданного в аренду;
вовлечения в хозяйственный оборот объектов недвижимого имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Георгиевского муниципального района.
Это позволит увеличить поступление доходов от использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Разработка и утверждение бюджетного
прогноза на долгосрочный период

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета разработан и утвержден Долгосрочный бюджетный прогноз Георгиевского муниципального района Ставропольского края на период до 2021 года.
В целях реализации положений Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" необходима дальнейшая работа над документами системы стратегического планирования развития Георгиевского муниципального района.
Внесение изменений в Долгосрочный бюджетный прогноз Георгиевского муниципального района Ставропольского края на период до 2021 года будет осуществляться в соответствии с принятыми документами стратегического планирования.

5. Управление муниципальным долгом

Мероприятия по управлению муниципальным долгом будут направлены на достижение основной цели - отсутствие муниципального долга Георгиевского муниципального района.
В предстоящем периоде необходима разработка основных направлений долговой политики Георгиевского муниципального района.

III. Совершенствование бюджетного процесса

Муниципальные программы должны стать эффективным и основным инструментом управления отраслями, в рамках которого осуществляется бюджетное планирование.
Иные документы стратегического планирования должны определять основные направления реализации такой политики, а также устанавливать требования к муниципальным программам, в том числе порядок применения оценки эффективности реализации муниципальных программ.

1. Применение муниципальных программ

Муниципальные программы разработаны в условиях, когда еще только формируются единые подходы к организации процесса стратегического планирования.
Реализация мероприятий по разработке документов стратегического планирования и их взаимоувязке во многом зависит от своевременной разработки на федеральном уровне методических рекомендаций по разработке соответствующих документов. Для решения этой задачи принято решение о самостоятельном утверждении на переходный период долгосрочного прогноза социально-экономического развития и бюджетного прогноза в собственном формате для целей формирования муниципальных программ и местного бюджета в целом.
Целью прогнозирования параметров местного бюджета на долгосрочный период является вариантная оценка финансовой возможности исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых.
В дальнейшем также необходимо совершенствовать нормативную правовую базу с целью упростить процедуры при реализации муниципальных программ, оценке их эффективности. Муниципальные программы, их задачи и цели должны стать понятны не только специалистам в соответствующей сфере, но и гражданам.

2. Развитие системы государственного финансового контроля

Внесение изменений в законодательство, касающихся системы муниципального контроля повлекло за собой необходимость разработки нормативных актов по установлению процедур проведения контроля.
В дальнейшем необходимо разработать четкий механизм проведения проверок, разграничения полномочий специалистов при проведении всех видов контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями.

IV. Повышение эффективности бюджетных расходов

Эффективное использование средств местного бюджета невозможно без качественного бюджетного планирования.

1. Повышение эффективности расходов
в сфере муниципальных закупок

Повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок является одной из приоритетных задач.
Изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, затрагивают и деятельность финансовых органов. Появились новые полномочия в части планирования и проведения контроля за осуществлением таких закупок.
Планирование закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд становится необходимой составляющей бюджетного процесса, поскольку в новых условиях ключевое значение отводится постановке цели осуществления закупки. При этом при формировании "программного бюджета" цель закупки "привязывается" к основным мероприятиям муниципальных программ.
Одним из факторов, снижающих эффективность бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, является недостаточная профессиональная квалификация заказчиков, приводящая к риску недобросовестного поведения сторон контрактных отношений.

2. Оптимизация бюджетных расходов

Отсутствие возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
Для повышения своих финансовых возможностей за счет внутренних резервов необходимо:
повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению, рациональному использованию муниципального имущества;
провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями Георгиевского муниципального района, на предмет его эффективного использования;
повысить эффективность, открытость и прозрачность деятельности муниципальных унитарных предприятий.
В дальнейшем планируется продолжить работу по оптимизации структуры муниципальных учреждений без потери объема и качества предоставления ими услуг.

3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг

Реформирование учреждений Георгиевского муниципального района в соответствии с положениями Федерального закона 83-ФЗ.
В ходе реализации Федерального закона 83-ФЗ выявились следующие проблемы и ограничения:
недостаточность финансовых ресурсов в связи с низкой бюджетной обеспеченностью;
практика определения нормативных затрат исходя из имеющегося объема финансовых средств бюджета.
Для преодоления указанных ограничений в ходе реализации настоящей Программы необходимо осуществить следующие мероприятия:
оптимизация бюджетных расходов на содержание учреждений Георгиевского муниципального района;
инвентаризация структуры сети учреждений Георгиевского муниципального района;
изменение типа бюджетных и автономных учреждений Георгиевского муниципального района, на тип муниципального казенного учреждения либо их ликвидация;
формирование и ведение ведомственных перечней муниципальных услуг на основе базовых (отраслевых) перечней государственных услуг (работ), разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
переход к определению нормативов финансовых затрат оказания муниципальных услуг нормативным методом на основе единого подхода к формированию их стоимости;
привлечение к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций с целью обеспечения конкуренции и повышения качества оказания муниципальных услуг населению;
обеспечение четкой взаимосвязи между непосредственными результатами основных мероприятий муниципальных программ, в рамках которых осуществляется оказание муниципальных услуг, и показателями муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, а также включение показателей муниципальных заданий в показатели муниципальных программ.

4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций

В настоящее время существует высокая потребность в капитальных вложениях в социальную сферу (образование, культура, физическая культура и спорт, развитие транспортной инфраструктуры), в том числе в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В связи с этим объективно существует потребность в совершенствовании процедуры планирования бюджетных инвестиций, включая привлечение средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края, внебюджетных финансовых ресурсов.
В то же время принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии с приоритетами стратегического развития Георгиевского муниципального района.

V. Повышение эффективности деятельности

Меры по повышению результативности бюджетных расходов должны быть направлены на развитие системы мониторинга и оценки результатов деятельности муниципальных учреждений, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств местного бюджета.
Наблюдается снижение качества представляемой бюджетной и бухгалтерской отчетности. Основными причинами являются отсутствие высококвалифицированных кадров, особенно в сельской местности, и низкий уровень оплаты их труда. Возможным решением проблемы является централизация ведения бухгалтерского учета, которая позволит повысить качество ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на основе единой методики, минимизировать управленческие затраты на осуществление учетных и отчетных процедур, владеть оперативной информацией для принятия управленческих решений и повысить эффективность использования бюджетных средств.
Стимулирование муниципальных служащих к повышению эффективности их деятельности целесообразно обеспечить путем осуществления премирования за счет средств фонда оплаты труда, высвободившихся в результате сокращения численности работников с сохранением фонда оплаты труда на текущий и последующие годы.
В перспективе предстоит реализовать следующие мероприятия:
снижение административных барьеров и повышение доступности муниципальных услуг;
совершенствование административных регламентов предоставления (исполнения) муниципальных услуг и функций, поддержание их в актуальном состоянии;
совершенствование системы показателей, характеризующих качество предоставления муниципальных услуг и функций, в отношении муниципальных служащих, участвующих в оказании услуг и функций.
В целях мотивации участников бюджетного процесса к полноценному и качественному применению современных подходов к управлению муниципальными финансами, а также контроля за соблюдением ими бюджетного законодательства проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств местного бюджета.
По результатам проведения мониторинга предусмотрено предоставление средств местного бюджета главным распорядителям средств местного бюджета, обеспечившим достижение наилучших результатов в повышении качества финансового менеджмента.
Планируется продолжить проведение оценки качества и обеспечить своевременную актуализацию показателей качества, планируется ввести систему оценки работы сельских поселений Георгиевского района.
Повышение эффективности использования бюджетных средств осуществляется и через инструменты управления ликвидностью счета местного бюджета. В дополнение к существующим возможностям должны быть внедрены следующие возможности:
совершенствование процедуры составления и исполнения кассового плана местного бюджета;
при необходимости использование механизма привлечения в местный бюджет остатков временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений Георгиевского муниципального района.

VI. Обеспечение открытости и прозрачности

Представление информации о бюджетном процессе и проводимой бюджетной политике Георгиевского района в наглядной и доступной форме будет способствовать:
обеспечению контроля граждан за ходом исполнения местного бюджета в рамках реализации муниципальных программ;
участию заинтересованных граждан в формировании направлений развития района.
Для обеспечения открытости и прозрачности создан официальный сайт Георгиевского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на котором в разделе "Финансы" размещается информация о бюджетном процессе и проводимой бюджетной политике Георгиевского района.
В практику введено проведение публичных слушаний по проектам муниципальных программ, решения о бюджете, отчета о его исполнении.
По проектам нормативных актов, включая проекты муниципальных программ, решения о бюджете, отчета о его исполнении проводятся общественные обсуждения, проекты направляются в Общественный совет Георгиевского муниципального района.
В ходе реализации настоящей Программы планируется на основе официального сайта Георгиевского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создать интерактивный портал в форме "бюджета для граждан", на котором будет размещена не только информация о бюджете, но и будет возможно проводить опросы граждан, а гражданам задавать вопросы.
В данной сфере планируется:
продолжить практику работы общественного обсуждения проектов правовых актов, бюджетной политики Георгиевского муниципального района;
продолжить практику проведения публичных слушаний;
принять участие в реализации проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".

Управляющий делами администрации
О.А.БОНДАРЕВА


------------------------------------------------------------------