Решение коллегии минобразования Ставропольского края от 25.06.2014 N 2 "О реализации министерством образования и молодежной политики Ставропольского края переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования"



КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. № 2

О РЕАЛИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Заслушав и обсудив доклад "О реализации министерством образования и молодежной политики Ставропольского края переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования", коллегия отмечает, что контроль и надзор за соблюдением законодательства является одним из основных условий реализации в крае государственной образовательной политики в части обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления, образовательными организациями конституционного права граждан на образование.
Министерством образования и молодежной политики в течение шести лет проводится работа по реализации переданных полномочий Российской Федерации в области образования. С этой целью разработаны административные регламенты "Государственный надзор в сфере образования", "Государственный контроль качества образования", "Лицензирование образовательной деятельности", "Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности".
Сформирован краевой банк аккредитованных экспертов в составе 67 человек, привлекаемых к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, и в составе 133 человек, привлекаемых для проведения аккредитационных экспертиз, однако к проверкам в сфере контроля и надзора эксперты привлекались недостаточно активно. Организована процедура конкурсного отбора в процессе аккредитации экспертов, установлены требования к компетентности и профессиональным навыкам претендентов.
Министерством образования края проводится работа по контролю и надзору за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования в форме плановых и внеплановых проверок органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций; рассмотрения и принятия мер по обращениям граждан и организаций, поступившим в адрес министерства.
За период исполнения переданных полномочий проведено 2455 проверок по надзору за соблюдением законодательства, 584 проверки по контролю качества образования, 292 проверки по лицензионному контролю, выдано (переоформлено) 3722 лицензии на осуществление образовательной деятельности, 2208 свидетельств о государственной аккредитации, подтверждено 712 документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
В течение всего периода проводились совещания с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителями образовательных организаций по вопросам организации надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, лицензионного контроля на территории Ставропольского края, устранения нарушений законодательства в сфере образования, выявленных в ходе плановых и внеплановых проверок, приведения учредительных документов и локальных актов образовательных организаций в соответствие с законодательством.
Вместе с тем, отмечаются факты систематического нарушения законодательства. Наиболее часто повторяющимися нарушениями законодательства об образовании, выявленными в ходе контрольно-надзорной деятельности, являются нарушения порядка и правил приема (отчисления) обучающихся в образовательные учреждения; требований к содержанию и реализации образовательных программ; прав участников образовательного процесса; лицензионных требований. В отдельных территориях правовые акты в области образования не в полной мере соответствуют действующему законодательству.
Не во всех муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций; утверждения уставов; учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Приведенный перечень нарушений законодательства в области образования не является исчерпывающим.
Основными причинами и условиями, способствующими совершению нарушений законодательства в сфере образования, являются:
- отсутствие должного контроля со стороны учредителей образовательных организаций за соблюдением законодательства в сфере образования;
- недостаточная правовая грамотность руководителей образовательных организаций.

На основании вышеизложенного коллегия решила:

Принять к сведению доклад министра образования и молодежной политики В.В. Лямина "О реализации министерством образования и молодежной политики Ставропольского края переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования".
1. Отделу лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных организаций (Толгуровой Э.Е.):
1.1. Организовать обучающие семинары-совещания для руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей по вопросу предоставления документов для процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в электронной форме.
1.2. Разработать методические рекомендации "Путеводитель по государственным услугам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности".
1.3. Продолжить работу по подбору экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательной деятельности, привлекаемых министерством образования и молодежной политики Ставропольского края к экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.
1.4. Изучить лучшие практики осуществления переданных полномочий по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью создания уникальной правоприменительной практики осуществления переданных полномочий в Ставропольском крае.
1.5. Разработать в срок до 01.10.2014 требования к тестовым заданиям для проведения государственной аккредитации образовательных организаций.
2. Отделу надзора и контроля в сфере образования (Зверевой Е.А.):
2.1. Организовать проведение на территории края мониторинга правоприменительной практики, нарушений законодательства об образовании образовательными организациями и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
2.2. Продолжить работу по подбору экспертов, привлекаемых к контрольно-надзорной деятельности на территории края, организовать их обучение и повышение квалификации. Активнее привлекать экспертов к проведению контрольных мероприятий с целью повышения объективности и качества проведения проверок.
2.3. Включить в ежегодный план работы мероприятия по проведению семинаров-совещаний, в том числе с использованием видеоселекторной связи и интернет-технологий, выездных рабочих совещаний с руководителями образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
2.4. Разработать методические пособия по результатам анализа типичных нарушений законодательства в сфере образования для руководителей организаций различных типов.
2.5. Организовывать и контролировать исполнение юридическими лицами предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере образования в полном объеме путем проведения профилактических мероприятий информационно-разъяснительного и методического характера.
2.6. Использовать возможности официального сайта министерства образования и молодежной политики края для улучшения информирования граждан о полноте и качестве выполнения органами управления образованием, образовательными организациями возложенных на них функций, о выявленных нарушениях и зонах коррупционного риска в сфере образования.
3. Председателю Общественного совета при министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края (Шаповалову В.А.) рекомендовать рассмотреть возможность личного участия членов Общественного совета в работе экспертных групп по разработке и внедрению систем оценки качества образования.
4. ГБОУ ДПО "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" (Золотухиной А.Ф.):
4.1. Обеспечить своевременное обновление программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций в соответствии с изменениями законодательства в сфере образования.
4.2. Разработать программу семинаров по актуальным вопросам законодательства об образовании для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
4.3. Сформировать до 01.01.2015 банк тестовых заданий для проведения мероприятий по контролю качества образования и государственной аккредитации образовательных организаций.
5. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендовать:
5.1. Рассмотреть на совещаниях при главах муниципальных образований вопрос о соблюдении законодательства в области образования подведомственными образовательными организациями.
5.2. Принимать меры к своевременному получению муниципальными образовательными организациями лицензии на осуществление образовательной деятельности.
5.3. Предусмотреть расходы, связанные со своевременным внесением изменений и дополнений в уставы и другие учредительные документы образовательных организаций, а также на госпошлину при предоставлении государственных услуг при формировании муниципальных бюджетов в части расходов на образование.
5.4. Обеспечить своевременное внесение дополнений и изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных образовательных организаций.
5.5. Ввести в практику работы систематическое информирование руководителей подведомственных организаций об изменениях законодательства в области образования, обеспечить правовое и методическое сопровождение образовательной деятельности.
5.6. Контролировать своевременность подачи документов для получения свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с законодательством.
5.7. Включить результаты проверок в показатели оценки эффективности деятельности образовательной организации.
5.8. Обеспечить совместно с территориальными представителями Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС по Ставропольскому краю, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю безопасные условия осуществления образовательного процесса в подведомственных образовательных организациях.


------------------------------------------------------------------