Постановление Думы Ставропольского края от 18.01.2014 N 1184-V ДСК "Об отзыве на проект федерального закона N 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности"



ДУМА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2014 г. № 1184-V ДСК

ОБ ОТЗЫВЕ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 398234-6
"О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Рассмотрев проект федерального закона № 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Крашенинниковым П.В., Кретовым А.В., Дума Ставропольского края постановляет:

1. Дать положительный отзыв на проект федерального закона № 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности" согласно приложению.
2. Направить настоящее постановление и указанный отзыв в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Председатель Думы
Ставропольского края
Ю.В.БЕЛЫЙ





Приложение
к постановлению
Думы Ставропольского края
от 18 января 2014 года № 1184-V ДСК

ОТЗЫВ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 398234-6
"О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Думой Ставропольского края рассмотрен проект федерального закона № 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности" (далее - проект федерального закона).
Проект федерального закона регулирует отношения, связанные с организацией нотариата в Российской Федерации и осуществлением нотариальной деятельности: определяет принципы нотариальной деятельности, статус нотариуса (его содержание, возникновение, приостановление и прекращение), устанавливает порядок формирования нотариальных округов и должностей нотариусов, порядок деятельности нотариальных палат, устанавливает ответственность за вред, причиненный при осуществлении нотариальной деятельности, страхование ответственности нотариуса и содержит правила о совершении нотариальных действий (как общие, так и относящиеся к отдельным нотариальным действиям).
Учитывая, что проект федерального закона направлен на развитие эффективной системы организации нотариата в Российской Федерации и совершенствование порядка осуществления нотариальной деятельности в целях повышения уровня правовой защищенности граждан и организаций, соблюдения публичного интереса в частно-правовой сфере, Дума Ставропольского края в целом поддерживает проект федерального закона.
Вместе с тем к проекту федерального закона имеются следующие замечания и предложения:
1) согласно части 1 статьи 3 проекта федерального закона "нотариальной деятельностью признается оказываемая на профессиональной основе лицами, имеющими статус нотариуса, квалифицированная юридическая помощь, состоящая в совершении нотариальных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, консультировании по вопросам совершения нотариальных действий, а также в совершении иных действий в случаях, предусмотренных законом". Частью 4 данной статьи установлено, что нотариальной деятельностью вправе заниматься лица, имеющие статус нотариуса, а также лица, указанные в статье 19 настоящего Федерального закона. Однако в соответствии со статьей 6 проекта федерального закона отдельные нотариальные действия вправе совершать консульские должностные лица, уполномоченные на совершение этих действий в соответствии с Консульским уставом Российской Федерации, а также глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района. Учитывая изложенное, предлагаем в абзаце первом части 4 статьи 3 проекта федерального закона слова "лица, указанные в статье 19" заменить словами "лица, указанные в статьях 6 и 19";
2) дополнить статью 4 проекта федеральными закона следующими основными принципами нотариальной деятельности: обязательность нотариального акта; презумпция законности и достоверности нотариального акта; финансовая самостоятельность нотариуса;
3) в статье 5 проекта федерального закона установлен перечень сведений, составляющих нотариальную тайну, и запрет на их разглашение. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что "сведения, составляющие нотариальную тайну, могут быть раскрыты только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом". Перечнем актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности", не предусмотрено внесение в федеральное законодательство соответствующих изменений. Учитывая изложенное, исходя из традиционного правового регулирования данного вопроса предлагается дополнить статью 5 проекта федерального закона соответствующими положениями статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Кроме того, во взаимосвязи со статьей 24 проекта федерального закона предлагаем дополнить часть 2 статьи 5 проекта федерального закона следующим положением: "Не является разглашением нотариальной тайны передача сведений и (или) электронных документов, касающихся совершенного нотариального действия, в единую информационную систему нотариата.".
Также принимая во внимание положения статьи 24 проекта федерального закона, предусматривающие возможность предоставления из единой информационной системы нотариата сведений о совершенных нотариальных действиях, предлагаем дополнить часть 1 статьи 5 проекта федерального закона следующим положением: "Сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата, относятся к сведениям, составляющим нотариальную тайну, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.";
4) согласно части 5 статьи 7 проекта федерального закона территориальные органы федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности определяют количество нотариальных должностей в нотариальном округе, назначают нотариусов на должность, осуществляют контроль за нотариальной деятельностью в субъектах Российской Федерации, а также реализуют иные полномочия в сфере нотариата и нотариальной деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Из текста данного положения не ясно, в каких случаях территориальные органы федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности реализуют полномочия в сфере нотариата и нотариальной деятельности совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Полагаем необходимым конкретизировать данную норму в части обязательного согласования с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации количества нотариальных должностей в нотариальном округе и назначения нотариусов на должность.
Кроме того, учитывая, что из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации данной нормой исключается полномочие по определению количества нотариальных должностей в нотариальном округе, предлагаем внести соответствующее изменение в подпункт 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (внесение соответствующего изменения Перечнем актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности", не предусмотрено);
5) согласно пункту 3 части 3 статьи 8 проекта федерального закона "не вправе претендовать на приобретение статуса нотариуса лица, ранее лишенные статуса нотариуса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом". Однако соответствующих норм проект федерального закона не содержит. Статьей 14 проекта федерального закона определяются случаи и порядок досрочного прекращения полномочий нотариуса либо его отстранения от должности. Таким образом, пункт 3 части 3 статьи 8 проекта федерального закона необходимо согласовать со статьей 14 проекта федерального закона.
Кроме того, предлагаем часть 3 статьи 8 проекта федерального закона дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств или имеющие иные заболевания, перечень которых установлен территориальным органом федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности, препятствующие осуществлению полномочий нотариуса и подтвержденные медицинскими заключениями.";
6) в части 3 статьи 9 проекта федерального закона слова "статьей 7" заменить словами "статьей 8".
Требует также уточнения содержащее юридико-лингвистическую неопределенность положение абзаца второго части 4 статьи 9 проекта федерального закона в части слов "непрерывно работающие помощниками нотариусов";
7) в целях устранения юридико-лингвистической неопределенности предлагаем в пункте 1 части 2 статьи 10 проекта федерального закона слова "направлены на достижение явно незаконных и недобросовестных целей" заменить словами "противоречат закону";
8) пункт 4 части 2 статьи 11 проекта федерального закона в целях устранения его противоречия пункту 4 статьи 76 проекта федерального закона полагаем необходимым дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом";
9) предлагаем предусмотреть совместную компетенцию территориальных органов федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности и нотариальных палат субъектов Российской Федерации при издании приказа о приостановлении статуса нотариуса (часть 2 статьи 12 проекта федерального закона) аналогично тому, как это предусмотрено частью 4 данной статьи по возобновлению деятельности нотариуса;
10) требует устранения юридико-лингвистической неопределенности словосочетание "разумный срок", применяемое в части 2 статьи 13 проекта федерального закона.
Также предлагаем часть 2 статьи 13 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) иные причины, признанные уважительными совместным решением территориального органа федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.";
11) часть 4 статьи 14 проекта федерального закона требует согласования с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" в части прекращения действия сертификата ключа проверки электронной подписи, поскольку ключ проверки электронной подписи связан с сертификатом ключа проверки подписи, выданным нотариусу или лицу, временно его замещавшему, а также в части соответствующего информирования удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа проверки электронной подписи, о необходимости аннулирования указанного сертификата;
12) часть 1 статьи 22 проекта федерального закона предусматривает, что на основании судебного акта из архивного фонда нотариуса может быть выдан подлинник документа с оставлением в делах нотариуса его дубликата. Однако выдача дубликата является нотариальным действием, совершаемым нотариусом по просьбе заявителя, предполагающим оплату нотариального тарифа (статьи 53, 83 проекта федерального закона). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации при выдаче нотариусом подлинника нотариального документа из нотариального архива на основании судебного акта в архивном фонде нотариуса может быть оставлена только его копия, засвидетельствованная нотариусом по принципу "С подлинным верно", но не как нотариальное действие по свидетельствованию верности копии подлиннику документа.
Таким образом, предлагаем в части 1 статьи 22 проекта федерального закона слова "дубликата изъятого нотариального акта, засвидетельствованной нотариусом копии иного документа" заменить словами "засвидетельствованных нотариусом копий нотариального акта, иного документа.";
13) пунктом 3 статьи 23 проекта федерального закона устанавливается, что финансирование оказания нотариусами бесплатной юридической помощи осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Однако в названном Федеральном законе отсутствует регулирование данного вопроса. В этой связи полагаем, что вопросы финансирования оказания нотариусами бесплатной юридической помощи должны быть решены либо в обсуждаемом проекте федерального закона, либо путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (внесение соответствующего изменения Перечнем актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности", не предусмотрено);
14) в части 1 статьи 54 проекта федерального закона указано, что основанием для совершения любого нотариального действия является устное или письменное обращение заявителя с просьбой о совершении этого действия, в том числе обращение, направленное нотариусу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Частью 2 статьи 54 проекта федерального закона предусмотрена идентификация заявителя, направившего нотариусу обращение в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, "в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи". Однако статьей 54 проекта федерального закона не раскрывается содержание требований к "обращению в электронной форме", в том числе должно ли оно быть подписано электронной подписью. При этом указанный Федеральный закон не устанавливает порядок идентификации заявителя. Предлагаем учесть в проекте федерального закона положения статьи 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ). Аналогичное предложение относится и к статье 80 проекта федерального закона, которой не установлены особенности передачи электронных документов;
15) частью 3 статьи 73 проекта федерального закона предусматривается возможность принятия на хранение материальных носителей, содержащих "информацию в электронной форме". Такая формулировка представляется недостаточной, поскольку не указывается, что представляет из себя "информация в электронной форме". Полагаем необходимым уточнить часть 3 статьи 73 проекта федерального закона следующим положением: "Нотариус принимает на хранение электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц, либо электронные документы, равнозначность которых документам на бумажном носителе засвидетельствована нотариусом в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Федерального закона.".


------------------------------------------------------------------