<Письмо> минобразования Ставропольского края от 03.10.2014 N 02-19/10133 "О критериях оценивания итогового сочинения в выпускных классах"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПИСЬМО
от 3 октября 2014 г. № 02-19/10133

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ

Руководителям органов управления образованием
муниципальных районов и городских округов
Ставропольского края

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края информирует о том, что в 1 октября 2014 года на сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки размещены критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Утвержденные критерии позволяют оценить сочинение по пяти параметрам:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Время написания сочинения - 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим языком.
Для получения "зачета" необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 - в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
Направляем вам критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, и просим провести разъяснительную работу среди педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Временно исполняющая обязанности
первого заместителя министра
Н.А.ЛАВРОВА





Приложение
к письму
министерства образования и молодежной
политики Ставропольского края
от 03 октября 2014 г. № 02-19/10133

КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям № 1 и № 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из других критериев (N№ 3 - 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится "незачет". Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится "незачет".
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий № 1 "Соответствие теме"
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
"Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала"
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
"Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 3 "Композиция и логика рассуждения"
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 4 "Качество письменной речи"
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 5 "Грамотность"
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
"Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


------------------------------------------------------------------