Постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 18.07.2014 N 124/1227-5 "О жалобе кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Кузьмина Александра Сергеевича на нарушения избирательного законодательства"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. № 124/1227-5

О ЖАЛОБЕ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ГУБЕРНАТОРА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ КУЗЬМИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

17 июля 2014 года в избирательную комиссию Ставропольского края поступила жалоба от кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Кузьмина Александра Сергеевича по факту трансляции по телевизионному каналу "Россия 1" в новостной программе "Вести. Ставропольский край" 14 июля 2014 года сюжета с участием кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Черногорова Александра Леонидовича. Заявитель считает, что данный сюжет является агитационным материалом, выпущенным с нарушением требований действующего законодательства.
В обоснование данного вывода заявитель указал следующее:
1. В указанном сюжете Черногоров А.Л. представлен как кандидат на должность Губернатора Ставропольского края, ввиду чего сюжет является агитационным материалом.
2. В сюжете отсутствовали и информация об иных кандидатах и изображения иных кандидатов на должность Губернатора Ставропольского края. Таким образом, в сюжете было явное выражение предпочтение только одному кандидату - Черногорову А.Л.
3. В сюжете преобладают сведения об одном кандидате Черногорове А.Л. с позитивным комментарием.
4. Информация, как кандидат Черногоров А.Л. отмечает свой день рождения, не связана с его профессиональной деятельностью, так как он в настоящее время безработный.
5. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещании начинается только с 16 августа 2014 года.
На основании изложенных доводов заявитель просит проверить, является ли заказчиком данного агитационного материала кандидат на должность Губернатора Ставропольского края Черногоров А.Л., а также в случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе, принять все предусмотренные законом меры реагирования.
17 июля 2014 года данный вопрос был рассмотрен на заседании Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, референдумов, кампании по отзыву Губернатора Ставропольского края (далее - Рабочая группа), созданной при избирательной комиссии Ставропольского края в соответствии с постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 07 сентября 2011 г. № 4/60-5. После изучения материалов, указанных в жалобе, Рабочая группа пришла к следующим выводам.
Сюжет с участием кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Черногорова А.Л. был показан 14 июля 2014 года в новостной программе "Вести. Ставропольский край", транслируемой по телевизионному каналу "Россия 1". В сюжете рассказывается об участии кандидата в Губернаторы Ставропольского края Черногорова А.Л. в день своего рождения в уборке зерновых культур в Ипатовском районе Ставропольского края.
На заседании Рабочей группы представитель Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Ставрополье" (далее - ГТРК "Ставрополье") Князев Денис Витальевич пояснил, что Черногоров А.Л. не является заказчиком данного сюжета. Поскольку Черногоров А.Л. ежегодно отмечает свой день рождения посредством участия в уборке зерновых на территории одного из районов Ставропольского края, телерадиокомпания по своей инициативе выяснила, где Черногоров А.Л. проводит такое мероприятие в 2014 году, и ее сотрудники, получив устное редакционное задание, выехали на место его проведения. Обстоятельства, которые могли быть информационным поводом для информирования избирателей о других кандидатах на должность Губернатора Ставропольского края, на тот момент отсутствовали, в связи с чем сюжет посвящен только одному кандидату.
Также Князев Д.В. отметил, что материал носит исключительно информационный характер и не содержит агитационных выражений, словосочетаний, призывов голосовать за Черногорова А.Л. В сюжете также отсутствуют сравнительные характеристики, указывающие, чем Черногоров А.Л. лучше, чем остальные кандидаты. Аналогичные сюжеты снимались в прошлом году, позапрошлом году, и данный материал представляет интерес для телезрителей.
Представитель кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Черногорова А.Л. Ковинский Сергей Николаевич поддержал позицию представителя ГТРК "Ставрополье". Пояснил, что на момент рассмотрения жалобы кандидат на должность Губернатора Ставропольского края Черногоров А.Л. никаких договоров, направленных на освещение его участия в избирательной кампании, не заключал.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них) (подпункт "а" пункта 2 статьи 48 Федерального закона);
выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона) (подпункт "б" пункта 2 статьи 48 Федерального закона);
описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов (подпункт "в" пункта 2 статьи 48 Федерального закона);
распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями (подпункт "г" пункта 2 статьи 48 Федерального закона);
распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей (подпункт "д" пункта 2 статьи 48 Федерального закона);
деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (подпункт "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона).
При этом действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 48 Федерального закона, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 указанной статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова" (далее - Постановление КС РФ) отмечает, что подпункты "б", "в", "г", "д", "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями статьи 45, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктом "ж" пункта 7 статьи 48 - исходя из их конституционно-правового предназначения и смысла - не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности, т.е. без учета того, что противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только совершение ими предусмотренных в пункте 2 статьи 48 действий, преследующих специальную агитационную цель, - в отличие от информирования избирателей.
Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.
В отсутствие в действиях ГТРК "Ставрополье" специальной цели склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату на должность Губернатора Ставропольского края сюжет с участием кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Черногорова А.Л., показанный в новостной программе "Вести. Ставропольский край" 14 июля 2014 года, не может быть признан агитационным материалом.
Вместе с тем, члены Рабочей группы обратили внимание на недостаточный уровень освещения ГТРК "Ставрополье" в порядке информирования избирателей о деятельности иных кандидатов на должность Губернатора Ставропольского края.
На основании вышеизложенного избирательная комиссия Ставропольского края постановила:

1. Жалобу кандидата на должность Губернатора Ставропольского края Кузьмина Александра Сергеевича на нарушения избирательного законодательства оставить без удовлетворения.
2. Обратить внимание Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Ставрополье" на необходимость неукоснительного соблюдения принципа равенства кандидатов на должность Губернатора Ставропольского края при проведении информирования избирателей посредством выпуска соответствующих информационных теле- и радиопрограмм.
3. Направить настоящее постановление заявителю, в Государственную телевизионную и радиовещательную компанию "Ставрополье".
4. Направить настоящее постановление для опубликования в газету "Ставропольская правда" и разместить на сайте избирательной комиссии Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председатель
Е.В.ДЕМЬЯНОВ

Секретарь
О.А.РАДИОНОВА


------------------------------------------------------------------