Решение Ставропольской городской Думы от 28.05.2014 N 507 "Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты города Ставрополя за 2013 год"



СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. № 507

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ ЗА 2013 ГОД

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, Положением о порядке осуществления Ставропольской городской Думой контрольной деятельности, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 10 февраля 2010 года № 5, решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2012 г. № 197 "О Контрольно-счетной палате города Ставрополя" Ставропольская городская Дума решила:

1. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Ставрополя за 2013 год утвердить (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в газете "Вечерний Ставрополь" и размещению на официальном сайте Ставропольской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава города Ставрополя
Г.С.КОЛЯГИН





Приложение
к решению
Ставропольской городской Думы
от 28 мая 2014 г. № 507

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ ЗА 2013 ГОД

Контрольно-счетная палата города Ставрополя (далее - Контрольно-счетная палата) осуществляла свою деятельность в 2013 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о Контрольно-счетной палате города Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2012 г. № 197 (далее - Положение о Контрольно-счетной палате), Регламентом Контрольно-счетной палаты города Ставрополя, утвержденным постановлением главы города Ставрополя от 30 апреля 2013 г. № 27-п (далее - Регламент), планами работы на 2013 год и на I - IV кварталы текущего года, утвержденными председателем Контрольно-счетной палаты, с учетом предложений главы города Ставрополя и Ставропольской городской Думы.
Основными направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты в соответствии с ее полномочиями в 2013 году являлись:
контроль за исполнением бюджета города Ставрополя (далее - бюджет города);
экспертиза проектов бюджета города;
внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города;
организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города, а также средств, получаемых бюджетом города из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя;
финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов города Ставрополя в части, касающейся расходных обязательств города Ставрополя, а также муниципальных программ города Ставрополя;
контроль за ходом реализации программ и планов развития города Ставрополя;
мониторинг исполнения бюджета города;
участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
За отчетный период Контрольно-счетной палатой проведено 15 экспертно-аналитических мероприятий, 16 контрольных мероприятий, в том числе 4 контрольных мероприятия по поручению органов прокуратуры Ставропольского края.
В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате материалы о результатах проведенных в 2013 году мероприятий внешнего муниципального финансового контроля направлялись в Ставропольскую городскую Думу и главе города Ставрополя.

I. Экспертно-аналитические мероприятия

Экспертно-аналитические мероприятия, проведенные в 2013 году, как и вся система контроля, осуществляемая Контрольно-счетной палатой, были направлены на обеспечение непрерывного контроля (от предварительного до последующего контроля) за исполнением бюджета города Ставрополя.
За отчетный период подготовлены и представлены в Ставропольскую городскую Думу заключение на проект решения Ставропольской городской Думы "Об исполнении бюджета города Ставрополя за 2012 год", заключение на проект решения Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" и десять заключений на проекты решений Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы от 26 декабря 2012 г. № 296 "О бюджете города Ставрополя на 2013 год".
Кроме того, подготовлен ряд иных экспертно-аналитических материалов: заключение на проект решения Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "Об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих города Ставрополя", заключение на проект решения Ставропольской городской Думы "О ходе реализации в 2013 году в городе Ставрополе проекта "Здоровые города", заключение на муниципальную программу "Экономическое развитие города Ставрополя на 2014 - 2016 годы", пять аналитических записок: информация по проекту решения Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Ставрополя на 2009 - 2013 годы", "Правильность и законность операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств, определению первоначальной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и отражение их в бухгалтерском учете открытого акционерного общества "Содружество", заключение на проект решения Ставропольской городской Думы "Об исполнении бюджета города Ставрополя за I квартал 2013 года", "Анализ отчета об исполнении бюджета города Ставрополя за первое полугодие 2013 года" и "Анализ отчета об исполнении бюджета города Ставрополя за 9 месяцев 2013 года".
Общий объем средств бюджета города, охваченных экспертно-аналитическими мероприятиями, составил 16532949,07 тыс. рублей.
В рамках проведения экспертизы проектов решений Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы от 26 декабря 2012 г. № 296 "О бюджете города Ставрополя на 2013 год" Контрольно-счетной палатой указано на нарушения требований действующего законодательства на общую сумму 116175,01 тыс. рублей, в том числе:
нарушение статей 83, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части включения в проекты решений Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы от 26 декабря 2012 г. № 296 "О бюджете города Ставрополя на 2013 год" новых расходных обязательств на реализацию не утвержденных в установленном порядке муниципальных целевых программ и другие расходы в общей сумме 52086,32 тыс. рублей;
нарушение нормативов для планирования бюджетных расходов на содержание Ставропольской городской Думы, администрации города Ставрополя, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 07 декабря 2011 г. № 128, в сумме 509,00 тыс. рублей;
нарушение пункта 3 части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части невнесения предложений главными распорядителями бюджетных средств по формированию и изменению бюджетной росписи в трех случаях на общую сумму 5199,42 тыс. рублей.
По результатам указанных экспертно-аналитических мероприятий предотвращено нецелевое использование средств бюджета города на сумму 1200,00 тыс. рублей, в тринадцати случаях в проекты решений Ставропольской городской Думы внесены изменения, в одном случае разработано и утверждено постановление главы администрации города Ставрополя.
В ходе экспертизы проекта решения Ставропольской городской Думы "Об отчете об исполнении бюджета города Ставрополя за 2012 год" установлен ряд нарушений и недостатков, в том числе неэффективное расходование бюджетных средств - 25841,47 тыс. рублей, нарушения при использовании муниципальной собственности и выпадающие доходы муниципального бюджета - 18339,67 тыс. рублей, прочие финансовые нарушения - 42,25 тыс. рублей.
Заключение Контрольно-счетной палаты на проект решения об исполнении бюджета города - это комплексный анализ деятельности органов местного самоуправления в части выполнения принятых обязательств на основе не только анализа исполнения бюджета города, но и результатов реализации Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года (далее - Стратегия), муниципальных и ведомственных целевых программ города Ставрополя.
Анализ реализации мероприятий, направленных в 2011 - 2012 годах на достижение целей и задач, определенных Стратегией, показал, что в городе Ставрополе отсутствует сформированная система стратегического планирования, которая включает в себя взаимоувязанные между собой документы среднесрочного и долгосрочного планирования. Не разработана Программа социально-экономического развития города Ставрополя на 2012 - 2015 годы, которая должна включать приоритетные и перспективные инвестиционные, инфраструктурные и социальные проекты, перечни муниципальных и ведомственных целевых городских программ и иные механизмы реализации Программы, а также порядок оценки эффективности ее реализации.
Из 32 муниципальных и ведомственных целевых программ, реализуемых на территории города Ставрополя в 2012 году, в Стратегии упоминаются мероприятия только 12 муниципальных и ведомственных целевых программ, направленных на решение задач, определенных Стратегией. Не обеспечена взаимосвязь целевых индикаторов Стратегии и муниципальных целевых программ. Целевые и ведомственные муниципальные программы города Ставрополя, за редким исключением, не содержат целевые индикаторы уровня социально-экономического развития города Ставрополя, отраженные в Стратегии. Анализ соответствия фактически достигнутых значений целевых индикаторов оценки достижения стратегических целей Стратегии за 2012 год с их плановыми значениями показал, что динамика многих основных социально-экономических показателей за 2010 - 2012 годы не обеспечивает их достижения к 2021 году.
В 2012 году не проводилась актуализация Стратегии с учетом итогов социально-экономического развития города Ставрополя за 2011 год, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606 и иных решений, принятых на федеральном и региональном уровнях власти.
Данные недоработки не дают возможности принимать эффективные управленческие решения. По мнению Контрольно-счетной палаты, взаимосвязь целевых индикаторов Стратегии и муниципальных целевых программ является одним из главных критериев планирования и достижения поставленных задач.
Анализируя поступление в бюджет города неналоговых доходов, Контрольно-счетная палата считает необходимым обратить особое внимание на нарушения в сфере использования муниципального имущества. Установлены факты нарушения ведения бухгалтерского учета в части отражения стоимости объектов имущества, составляющего муниципальную казну, факты неуплаты, несвоевременной уплаты арендных платежей за землю и муниципальное имущество. Меры наказания к нарушителям в проверяемый и предшествующие ему периоды применялись недостаточные, в связи с чем и образовалась задолженность на момент проверки в сумме 132400,00 тыс. рублей (без учета начисленных пеней), которая подлежит взысканию в бюджет города.
В 2012 году вынесено 17 постановлений об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания в бюджет города задолженности по арендной плате на сумму около 18000,00 тыс. рублей. Одной из причин, по которым невозможно осуществить взыскание задолженности, является отсутствие государственной регистрации договоров аренды, заключенных на срок более одного года, что подтверждается и результатами проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой.
В 2011 году из 32 действующих муниципальных предприятий города значительные убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности получили 10 предприятий, что оказало негативное воздействие на поступление в бюджет города отчислений от прибыли предприятий в 2012 году. Общая сумма убытков превысила 91000,00 тыс. рублей.
При проверке расходов бюджета города установлено, что выделенные бюджетные средства своевременно не осваиваются. Так, например, в рамках муниципальной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы (вторая заявка Ставропольского края)" не освоены средства в сумме 20500,00 тыс. рублей. По программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы" не использованы бюджетные ассигнования в сумме 4300,00 тыс. рублей. Не завершены мероприятия по разработке сметной документации по сносу аварийных многоквартирных домов, по оценке стоимости жилых и нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах, по выкупу нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах, а также сносу аварийных многоквартирных домов. В целом в 2012 году исполнителями муниципальных целевых программ не освоены бюджетные средства в сумме 109100,00 тыс. рублей, из них средства бюджета города Ставрополя - 76000,00 тыс. рублей. По мнению Контрольно-счетной палаты, неосвоение бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальных целевых программ, создает риски неэффективного их использования и ведет к недостаточной результативности хода реализации программ.
Анализ исполнения адресной инвестиционной программы города Ставрополя показал, что низкое исполнение годовых плановых назначений отмечено в комитете градостроительства администрации города Ставрополя, в том числе по объектам: строительство муниципального дошкольного образовательного учреждения на 250 мест в 373 квартале города Ставрополя по проспекту Кулакова, 53 (уточненные бюджетные ассигнования исполнены на 14,8 процента), и строительство детского сада в Юго-Западном районе города Ставрополя на условиях муниципально-частного партнерства (исполнение бюджетных ассигнований составило 43,1 процента). Основными причинами являются: проведение конкурсных процедур в конце финансового года, что обуславливает произведение окончательного расчета в следующем финансовом году; неисполнение заключенных контрактов в установленные сроки; недостаточная проработка технической документации перед заключением муниципальных контрактов.
Установлены нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (неэффективное расходование бюджетных средств) на сумму свыше 7900,00 тыс. рублей. Это расходы на уплату пеней за аренду земельного участка по проспекту Кулакова, 53, общей площадью 15200 квадратных метров в сумме 373,00 тыс. рублей и оплата в сумме 7500,00 тыс. рублей за проектно-сметную документацию, разработанную в 2008 году, и фактически устаревшую (так как изменились нормы и стандарты строительства) к 2013 году, когда расходы на строительство объекта - средней общеобразовательной школы по адресу улица Чехова, 65, в 204 квартале были включены в адресную инвестиционную программу.
Анализируя дефицит бюджета и источники его финансирования, Контрольно-счетная палата считает, что на покрытие дефицита бюджета города заемные средства порядка 53700,00 тыс. рублей были привлечены администрацией города сверх потребности, что привело к излишней уплате процентов за пользование заемными средствами за период с 27.12.2012 по 16.01.2013 в сумме 270,00 тыс. рублей. Таким образом, не соблюден принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению Контрольно-счетной палаты, основными причинами сложившейся ситуации явилось неверное прогнозирование как поступлений собственных доходов в IV квартале 2012 года, так и потребности в бюджетных ассигнованиях главных распорядителей по завершении финансового года.
В 2012 году резервный фонд администрации города Ставрополя в сумме 11200,00 тыс. рублей использован полностью. Контрольно-счетная палата обращает внимание, что расходование средств резервного фонда производилось в первом полугодии 2012 года, тогда как данные средства предусматривались на весь финансовый год. В случае возникновения чрезвычайной ситуации пришлось бы срочно изыскивать дополнительные средства для финансирования непредвиденных расходов.
Кроме того, проверкой установлен ряд типичных нарушений в порядке ведения бюджетного учета у большинства главных распорядителей.
Одним из наиболее значимых экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой, является подготовка заключения на проект решения Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
По результатам проведения данного экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой вынесено 24 предложения, из которых учтено 21.
Так, по корректировке доходной части бюджета города вынесено 17 предложений, из которых принято 15. Общая сумма увеличения плановых назначений по доходам составила 66642,62 тыс. рублей, в том числе в 2014 году на сумму 40733,25 тыс. рублей. Например, увеличены плановые назначения по налогу на доходы физических лиц (за счет улучшения работы по администрированию налога и взысканию недоимки по платежам) в 2014 году на 8289,90 тыс. рублей, увеличены плановые назначения на доходы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2014 году на 11796,42 тыс. рублей, в 2015 году - на 12563,19 тыс. рублей, в 2016 году - на 13316,98 тыс. рублей, увеличены доходы в 2014 году по прочим денежным взысканиям (штрафам) на 13049,50 тыс. рублей.
По корректировке расходной части бюджета города вынесено 7 предложений, 6 предложений учтено. Общая сумма корректировок, произведенных в расходной части бюджета города по предложениям Контрольно-счетной палаты, составила 18923,11 тыс. рублей, в том числе в сторону увеличения расходов бюджета города - 3398,21 тыс. рублей, в сторону сокращения - 6506,00 тыс. рублей, перераспределено - 6563,0 тыс. рублей, включено в адресную инвестиционную программу города Ставрополя 2455,90 тыс. рублей.
Например, в бюджете города на 2014 год по предложению Контрольно-счетной палаты запланированы расходы на проведение дополнительных выборов депутата Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 города Ставрополя в размере 3398,21 тыс. рублей, уменьшены ассигнования для выплат на основании исполнительных листов судебных органов на 5459,0 тыс. рублей, учитывая динамику расходования запланированных средств на выплаты по исполнительным листам за 2012 - 2013 годы, уменьшены ассигнования на содержание центрального аппарата (содержание автотранспортных средств в целях соблюдения норматива затрат) по администрации Октябрьского района города Ставрополя на 1047,00 тыс. рублей, перераспределены ассигнования на приобретение дорожно-уборочной техники на сумму 4263,00 тыс. рублей по причине отсутствия финансово-экономических обоснований.

II. Контрольные мероприятия

В отчетном периоде проведены шестнадцать контрольных мероприятий:
в муниципальных унитарных предприятиях города Ставрополя "Земельная палата", "Коммунальник", "Бытсервис", "Издательский дом "Вечерний Ставрополь";
в муниципальном специализированном монтажно-эксплуатационном унитарном предприятии города Ставрополя "Транссигнал";
в муниципальном бюджетном учреждении культуры "Ставропольский дворец культуры и спорта";
в открытых акционерных обществах "Содружество" и "Ставропольские городские аптеки" по вопросу эффективности использования доли (имущества) муниципального образования города Ставрополя в их уставном капитале;
проведены проверки средств бюджета города, выделенных на реализацию муниципальных целевых программ "Развитие культуры города Ставрополя на 2010 - 2012 годы", "Обеспечение пожарной безопасности в границах города Ставрополя на 2012 год" и "Развитие физической культуры и спорта города Ставрополя на 2010 - 2014 годы";
проведена проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города, выделенных на установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях города Ставрополя.
По поручению прокуратуры Ставропольского края проведена проверка использования муниципального имущества в муниципальном унитарном предприятии "Водоканал" города Ставрополя, по поручению прокуратуры Октябрьского района города Ставрополя проведена проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов проведения общественно-политических, спортивных, культурных мероприятий, объектов транспортной инфраструктуры, по поручению прокуратуры города Ставрополя были проведены контрольные мероприятия "Проверка целевого использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных в сфере модернизации жилищно-коммунального комплекса в 2012 - 2013 годах" и "Проверка целевого использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя в 2013 году". В процентном соотношении от общего числа контрольных мероприятий, проведенных в отчетном периоде Контрольно-счетной палатой, 25 процентов мероприятий проведено по заданию органов прокуратуры.
Из девяти объектов контрольных мероприятий, предложенных главой города Ставрополя и депутатами Ставропольской городской Думы и внесенных в план Контрольно-счетной палаты на 2013 год, в 2013 году проверены семь объектов. Контрольное мероприятие в муниципальном унитарном предприятии "Октябрьское" города Ставрополя проведено Контрольно-счетной палатой в I квартале 2014 года, в муниципальном унитарном автотранспортном предприятии города Ставрополя - во II квартале 2014 года.
Общий объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 2503608,86 тыс. рублей, в том числе бюджетных средств - 547121,69 тыс. рублей, внебюджетных средств - 1956487,17 тыс. рублей.
Общая сумма нарушений, установленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, составила 558217,57 тыс. рублей, в том числе:
при использовании бюджетных средств в размере 89708,22 тыс. рублей, из них:
нецелевое использование бюджетных средств - 1713,79 тыс. рублей;
неэффективное (безрезультативное и неэкономное) использование бюджетных средств - 5617,46 тыс. рублей;
нарушения, имеющие признаки коррупционного характера, - 2038,47 тыс. рублей;
нарушения соблюдения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - 54680,25 тыс. рублей;
нарушения ведения бухгалтерского учета и отчетности - 12401,18 тыс. рублей;
потери бюджета города Ставрополя в виде отчислений от прибыли предприятия, остающейся после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, - 367,89 тыс. рублей;
другие нарушения - 12889,18 тыс. рублей;
при использовании прочих денежных средств в размере 322808,16 тыс. рублей, из них:
незаконное использование прочих денежных средств - 35717,76 тыс. рублей;
неэффективное (безрезультативное и неэкономное) использование прочих денежных средств - 9459,47 тыс. рублей;
признаки хищения денежных средств - 499,73 тыс. рублей;
признаки подлога финансовых документов - 10043,13 тыс. рублей;
нарушения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности - 3139,74 тыс. рублей;
другие нарушения - 263948,33 тыс. рублей;
нарушения в области обеспечения сохранности и использования государственной и муниципальной собственности - 145701,19 тыс. рублей.
В муниципальном унитарном предприятии "Водоканал" города Ставрополя выявлено муниципальное имущество, используемое в производственной деятельности, не закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, на общую сумму 650000,00 тыс. рублей.
По результатам проведенного контрольного мероприятия "Проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия города Ставрополя "Земельная палата" выявлено финансовых нарушений в общей сумме 808,0 тыс. рублей, в том числе неправомерные расходы на выплату премий в сумме 247,00 тыс. рублей, предоставление сотрудникам займов в сумме 358,00 тыс. рублей и ряд других нарушений.
В ходе контрольного мероприятия "Анализ выполнения мероприятий, направленных на устранение недостатков, отмеченных в отчете контрольного комитета Ставропольской городской Думы "О результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" Промышленного района города Ставрополя" установлено, что руководством МУП "Коммунальник" не были приняты меры по устранению ряда выявленных недостатков и нарушений на сумму 499,00 тыс. рублей.
В ходе контрольного мероприятия "Проверка муниципального бюджетного учреждения культуры "Ставропольский дворец культуры и спорта" по вопросу эффективного управления переданным муниципальным имуществом города Ставрополя" выявлено, что муниципальным бюджетным учреждением культуры "Ставропольский дворец культуры и спорта" (далее - Ставропольский дворец культуры и спорта) за счет средств субсидии произведены расходы, не связанные с выполнением муниципального заказа, что привело к нецелевому использованию средств субсидии в сумме 19,0 тыс. рублей. Также установлены факты неэффективного использования средств субсидии при оплате услуг по электроснабжению в сумме 65,00 тыс. рублей. Недостаточно эффективно ведется работа по ликвидации просроченной дебиторской задолженности. Общая сумма просроченной дебиторской задолженности составила 352,00 тыс. рублей.
При проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов проведения общественно-политических, спортивных, культурных мероприятий, объектов транспортной инфраструктуры Октябрьского района города Ставрополя, контрольным мероприятием были охвачены средства бюджета города Ставрополя, выделенные на реализацию мероприятий трех муниципальных целевых программ "НЕзависимость" в городе Ставрополе на 2010 - 2012 годы", "Безопасный Ставрополь 2010 - 2012 годы", "Профилактика правонарушений в городе Ставрополе на 2012 - 2014 годы".
При проверке средств в рамках реализации муниципальной целевой программы "Безопасный Ставрополь 2010 - 2012 годы" выявлены факты формального подхода разработчика программы - отдела по обеспечению деятельности Совета по общественной безопасности администрации города Ставрополя к составлению технической документации к муниципальному контракту, где в целях обеспечения безопасности не учитывалась необходимость конкретного дошкольного учреждения в оснащении системами видеонаблюдения в зависимости от площадей территорий и иных характеристик, площади здания, количества входов и т.д. Кроме того, установлено, что расходы по передаче данных видеоизображения на серверы записи "Ситуационного центра города Ставрополя" в сумме 18,20 тыс. рублей являются неэффективными расходами.
В соответствии с технической документацией к муниципальному контракту установленные видеокамеры в дошкольных учреждениях должны обеспечить трансляцию видеоизображения на монитор объектового сервера записи и обработки и на серверы записи в "Ситуационный центр города Ставрополя" при любых погодных условиях в режиме работы 24/7 (круглосуточном). Однако осуществление непрерывной видеозаписи с муниципальных объектов на серверы записи в "Ситуационный центр города Ставрополя" невозможно по причине того, что отсутствуют система хранения данных и необходимые лицензии на системы видеонаблюдения.
В рамках проверки открытого акционерного общества "Содружество" (далее - ОАО "Содружество") по вопросу эффективности использования доли (имущества) муниципального образования города Ставрополя (100%) в уставном капитале за 2006 - 2012 годы Контрольно-счетной палатой установлено, что руководство ОАО "Содружество" принимало решения, не отвечающие интересам собственника, вдвое уменьшило количество чистых активов общества (с 12,00 тыс. квадратных метров до 6,00 тыс. квадратных метров), осуществило ряд неправомерных действий, имеющих признаки преступлений и ведущих к банкротству ОАО "Содружество". Контрольным мероприятием установлены нарушения в порядке ведения финансово-хозяйственной деятельности на общую сумму 156410,00 тыс. рублей, в том числе: неэффективное использование средств - 7776,00 тыс. рублей, продажа недвижимого имущества по заниженным ценам - 110354,00 тыс. рублей, прочие нарушения - 38280,00 тыс. рублей. В 2007 году ОАО "Содружество" совершены крупные сделки по отчуждению недвижимого имущества без одобрения акционера - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по заниженной в 5 раз стоимости, повлекшие причинение ущерба бюджету города Ставрополя в сумме 110354,00 тыс. рублей. В нарушение Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федерального закона "Об акционерных обществах" приватизация муниципальной собственности, в том числе земельного участка общей площадью 5611 квадратных метров, проведена без оценки имущества. На балансе ОАО "Содружество" не числится приватизированный земельный участок как объект основного средства. В 2008 году ОАО "Содружество" без оправдательных документов неправомерно создан и использован резервный фонд в сумме 28235,00 тыс. рублей. Имеется ряд других нарушений действующего законодательства.
Материалы по выявленным в ходе проверки фактам направлены в правоохранительные органы. В настоящее время возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30 Уголовного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При проведении проверки эффективности использования доли (имущества) муниципального образования города Ставрополя (26%) в уставном капитале открытого акционерного общества "Ставропольские городские аптеки" должностными лицами открытого акционерного общества "Ставропольские городские аптеки" (далее - ОАО "СГА") в нарушение статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" было отказано в предоставлении документов представителю комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и аудитору Контрольно-счетной палаты.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в адрес Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе направлено заявление по вопросу привлечения ОАО "СГА" к административной ответственности. На момент проверки из общего количества недвижимого имущества 9 нежилых помещений общей площадью 3264,5 квадратного метра, переданного комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в качестве оплаты уставного капитала (21045000 акций, или 26% уставного капитала) по акту приема-передачи от 22.09.2005 ОАО "СГА", продано 1685,2 квадратного метра, что составляет 51,6 процента от недвижимого имущества. В ходе проверки установлено, что дальнейшая продажа нежилых помещений приведет к занижению стоимости акций ОАО "СГА".
По предварительным расчетам Контрольно-счетной палаты вероятная цена пакета акций, принадлежащих комитету по управлению имуществом города Ставрополя (26%), рассчитанная "затратным методом" при рыночной стоимости 1 квадратного метра нежилых площадей 65,00 тыс. рублей, и с учетом оставшихся площадей должна была составить ориентировочно 32779,1 тыс. рублей. 3 октября 2013 года пакет акций ОАО "СГА", принадлежащих комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (26%), был продан за 31820,04 тыс. рублей.
В ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП города Ставрополя "Бытсервис" выявлены нарушения в области обеспечения сохранности муниципальной собственности на сумму 182,04 тыс. рублей. Недополучение МУП города Ставрополя "Бытсервис" прибыли в размере 3256,42 тыс. рублей и, как следствие, недопоступление доходов в бюджет города в размере 10 процентов от прибыли обусловлены применением неверного коэффициента при расчете арендной платы, что является неэффективным использованием муниципальной собственности. Ремонтные работы выполнены хозяйственным и подрядным способами, произведены без документов, подтверждающих их необходимость и оформленных надлежащим образом, в связи с чем расходы в сумме 3321,64 тыс. рублей рассматриваются как необоснованные и неправомерные. Размер упущенной выгоды бюджета города в виде арендной платы за землю, установленный по результатам данного контрольного мероприятия, составил 386,74 тыс. рублей. Установлен ряд других нарушений.
По результатам проведенного контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных на реализацию ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности в границах города Ставрополя", было установлено завышение размера оплаты за выполненные работы в размере 139,64 тыс. рублей в результате завышения стоимости материалов, а также невыполненное подрядчиком строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией.
По результатам проверки целевого и эффективного использования средств города Ставрополя, выделенных на установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях города Ставрополя, установлено дробление муниципального контракта, что позволило избежать необходимости проведения открытого аукциона и снизило эффективность расходования средств бюджета города, а также невыполнение требований технического задания в части недостаточного максимального разрешения для записи архива (9 суток вместо 30).
Проверкой целевого использования средств бюджета города, выделенных в сфере модернизации жилищно-коммунального комплекса в 2012 - 2013 годах, выявлено завышение суммы оплаты подрядчику в размере 17,24 тыс. рублей. Также по результатам данного контрольного мероприятия установлено заключение муниципального контракта без проведения торгов, допущенное по причине аннулирования торгов в соответствии с предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю и нехватки времени в рамках установленных сроков для проведения повторных торгов. Цена контракта составила 54540,61 тыс. рублей.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности Ставропольского муниципального специализированного монтажно-эксплуатационного унитарного предприятия "Транссигнал" установлено, что к учету затрат, оказывающих влияние на финансовый результат предприятия, в нарушение требований пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации принимались расходы, которые для предприятия не являются экономически оправданными. Осуществление указанных необоснованных расходов на сумму 3210,85 тыс. рублей привело к искажению себестоимости и, как следствие, занижению прибыли предприятия до налогообложения, то есть искажению бухгалтерской и налоговой отчетности. В результате потери бюджета города Ставрополя в виде отчислений от прибыли предприятия, остающейся после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, составили 321,09 тыс. рублей. Кроме того, по результатам контрольного мероприятия установлено включение в аукционную документацию расходов по обслуживанию объектов, не включенных в реестр муниципальной собственности, что повлекло за собой нецелевое использование средств бюджета города на сумму 1605,57 тыс. рублей.
Также предприятие, имея возможность самостоятельно выполнять работы, заявленные в конкурсе, предоставило возможность по их выполнению коммерческим организациям. Выпадающие доходы предприятия в связи с заключением договоров субподряда за период с января 2011 года по первое полугодие 2013 года составили 2459,30 тыс. рублей.
Не переданы в казну города Ставрополя и не внесены в реестр муниципального имущества следующие сведения о вновь созданных и модернизированных за счет средств бюджета города Ставрополя объектах основных средств:
11 светофорных объектов стоимостью 11009,17 тыс. рублей;
произведенная модернизация светофорных объектов в размере 12743,07 тыс. рублей (не увеличена остаточная стоимость);
увеличение стоимости автоматизированной системы управления дорожного движения в сумме 8000,00 тыс. рублей;
12 объектов "Искусственные дорожные неровности".
Проверкой целевого и эффективного использования средств бюджета города, выделенных на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие культуры города Ставрополя на 2010 - 2012 годы", установлено нарушений на общую сумму 3574,03 тыс. рублей, из них: неправомерное расходование средств бюджета города - 3092,16 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств - 475,47 тыс. рублей. Неправомерное расходование средств бюджета города было допущено по причине принятия и оплаты за счет бюджетных средств невыполненных подрядчиком объемов работ на общую сумму 872,57 тыс. рублей, оплаты ремонта, имущества, не являющегося муниципальной собственностью, на сумму 309,29 тыс. рублей. По результатам проверки расходования средств бюджета города на завершение строительства здания детской хореографической школы на 500 учащихся по улице Пирогова, 36, в 525 квартале города Ставрополя было установлено завышение сметной стоимости при неверном применении территориальных единичных расценок на сумму 1014,01 тыс. рублей.
Проверкой расходования бюджетных средств, выделенных на оснащение оборудованием детской хореографической школы на 500 учащихся по улице Пирогова, 36, в 525 квартале города Ставрополя, установлено неэффективное использование средств бюджета города в размере 475,47 тыс. рублей, допущенное в результате приобретения электророялей с более низкими функциональными характеристиками, чем были заявлены в аукционной документации, и приобретения баянов по цене, превышающей цену, указанную в аукционной документации. В рамках проведения данного контрольного мероприятия электронной почтой были направлены запросы в другие регионы Российской Федерации. На запрос Контрольно-счетной палаты, направленный в адрес представительства Yamaha Corporation в России, был получен ответ из главного офиса японского концерна Yamaha Corporation, расположенного по адресу: город Хамамацу, Япония (10-1, Nakazawa-cho, Naka-ku, Hamamatsu Shizuoka 430-8650, Japan), подтверждающий выводы Контрольно-счетной палаты о поставке товара для муниципальных нужд, не являющегося эквивалентом предмета аукциона, по завышенной стоимости. В добровольном порядке поставщик замену товара не произвел. Материалы контрольного мероприятия направлены в Управление МВД России по городу Ставрополю и прокуратуру города Ставрополя для принятия соответствующих мер.
В ходе проведения контрольного мероприятия "Проверка целевого использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя в 2013 году" установлен факт выплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 12,60 тыс. рублей на основании приказов, утративших силу.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Издательский дом "Вечерний Ставрополь" установлены необоснованные расходы предприятия, неправомерно принятые к учету, в результате чего был занижен показатель чистой прибыли на сумму 1072,16 тыс. рублей. Размер недопоступления отчислений в бюджет города составил 42,70 тыс. рублей. Также на предприятии без согласия собственника имущества (комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя) в 2009 году была предоставлена ссуда работнику предприятия. По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2013 непогашенный остаток заемных средств составлял 108,00 тыс. рублей. В ходе проведения контрольного мероприятия ссуда возвращена на счет предприятия в полном объеме.
По результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Ставрополе на 2010 - 2014 годы" за период 2010 - 2012 годов и 9 месяцев 2013 года", установлено, что в 2010 - 2011 годах негосударственным образовательным учреждением "Ставропольский авиационный спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" за счет средств, выделенных из бюджета города, был приобретен спортивный инвентарь и оборудование на сумму 2654,07 тыс. рублей, из которого на момент проведения контрольного мероприятия в наличии имелось спортивное оборудование (парашютные системы Stealth и Арбалет-3) на общую сумму 615,60 тыс. рублей. Документальное подтверждение выбытия материальных ценностей, приобретенных за счет муниципальных средств на сумму 2038,47 тыс. рублей, в ходе проверки не представлено.
Кроме того, в указанном учреждении не подтверждено целевое использование субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с обеспечением спортивным инвентарем и оборудованием, в сумме 70,93 тыс. рублей. Также по результатам данного контрольного мероприятия установлены неправомерные расходы в размере 122,31 тыс. рублей, выразившиеся в оплате невыполненных подрядчиком объемов работ (49,36 тыс. рублей), оплате расходов по ремонту имущества, не являющегося муниципальной собственностью (71,45 тыс. рублей), возмещении расходов на оплату проживания без подтверждающих документов (1,50 тыс. рублей).
В рамках проведения данного контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой было указано, что на уровне муниципального образования (городского округа) города Ставрополя отсутствует единый порядок финансирования физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий города Ставрополя.
Материалы контрольного мероприятия направлены в Управление МВД России по городу Ставрополю для принятия соответствующих мер.
В ряде случаев на объектах контроля Контрольно-счетной палатой отмечено нарушение требований Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так, при проведении контрольного мероприятия в муниципальном унитарном предприятии "Водоканал" города Ставрополя установлено, что на 51 объект недвижимого имущества не произведена государственная регистрация права муниципальной собственности города Ставрополя, в муниципальных унитарных предприятиях "Транссигнал", "Земельная палата" отсутствовала государственная регистрация права хозяйственного ведения, в муниципальном бюджетном учреждении культуры "Ставропольской дворец культуры и спорта" не произведена регистрация права оперативного управления.
В рамках контрольных мероприятий сотрудниками Контрольно-счетной палаты на объектах контрольных мероприятий проведены и заактированы четыре контрольных обмера и четыре визуальных осмотра выполненных работ, неоднократно производилась необходимая фото- и видеофиксация в соответствии с целями контрольного мероприятия.

III. Контроль за своевременностью и полнотой устранения
недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий в адрес проверенных организаций было направлено одно предписание и 10 представлений для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Проверкой полноты и своевременности устранения нарушений, отраженных в предписании и представлениях Контрольно-счетной палаты, установлено: нарушения устранены своевременно и в полном объеме по одному предписанию и одному представлению, нарушения, указанные в девяти представлениях, устранены частично (находятся на стадии устранения или не устранены полностью). В этой связи в адрес объектов контроля, не устранивших нарушения в полном объеме, Контрольно-счетной палатой было направлено шесть предписаний с повторным требованием устранения выявленных нарушений.
Администрацией города Ставрополя принят ряд мер по устранению нарушений, выявленных контрольным мероприятием "Проверка муниципального бюджетного учреждения культуры "Ставропольский дворец культуры и спорта": заключен в установленном порядке договор на оказание услуг с ОАО "Теплосеть"; в ОАО "Ставропольэнергосбыт" направлен проект договора на прямую поставку электроэнергии, минуя посреднические организации; направлены исполнительные листы в Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю по взысканию дебиторской задолженности; направлены соответствующие письма в прокуратуру и главному судебному приставу по Ставропольскому краю по вопросу бездействия судебных приставов.
По итогам проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия города Ставрополя "Бытсервис" в доход бюджета города были перечислены средства в размере 4,10 тыс. рублей, комитетом градостроительства администрации города Ставрополя подано исковое заявление о признании строения, расположенного на земельном участке по улице Ленина, 211, самовольным, о сносе и приведении земельного участка в первоначальное состояние.
Вопрос о неэффективном использовании переданного на праве хозяйственного ведения муниципального имущества (здания бани по улице Крупской, 31) МУП города Ставрополя "Бытсервис", отраженный в отчете Контрольно-счетной палаты о результатах контрольного мероприятия на объекте МУП города Ставрополя "Бытсервис" от 28 июня 2013 г., был рассмотрен на заседании комитета по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Ставропольской городской Думы 3 октября 2013 года. Было озвучено предложение о расторжении договора аренды с арендатором здания бани по улице Крупской, 31, что поддерживает предложение Контрольно-счетной палаты, вынесенное по результатам проведения контрольного мероприятия. На 2014 год договор аренды МУП города Ставрополя "Бытсервис" с арендатором здания бани по улице Крупской, 31, заключен не был, нежилые помещения по указанному адресу были переданы арендатором арендодателю МУП города Ставрополя "Бытсервис".
По результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка целевого использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных в сфере модернизации жилищно-коммунального комплекса в 2012 - 2013 годах" в бюджет города перечислены денежные средства в сумме 17,24 тыс. рублей.
По результатам проведенного контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных на реализацию ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности в границах города Ставрополя на 2012 год", управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Ставрополя в адрес подрядчика была направлена Претензия об обнаружении недостатков результата работ по договору строительного подряда в течение гарантийного срока, во исполнение которой подрядчиком были устранены образовавшиеся выбоины и вымывание щебня на подъездных путях к садоводческим товариществам и дачным кооперативам, расположенным на территории "Полковничий Яр" Октябрьского района города Ставрополя, проведены дренажные работы для предупреждения размыва дороги.
В ходе проведения проверки целевого и эффективного использования средств бюджета города, выделенных на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие культуры города Ставрополя на 2010 - 2012 годы", на счета муниципальных учреждений - заказчиков подрядчиками были восстановлены денежные средства за невыполненные объемы работ и за оплаченные по завышенной сметной стоимости выполненные объемы работ в размере 332,09 тыс. рублей, которые в дальнейшем были перечислены в доход бюджета города, также подрядчиками были довыполнены объемы работ общей стоимостью 582,45 тыс. рублей. Подрядчиком были довыполнены ремонтно-реставрационные работы стоимостью 240,68 тыс. рублей по нанесению патины на металлические поверхности чугунной литой лестницы здания - памятника градостроительства и архитектуры регионального значения "Дворянское собрание" 1860 года. В концертном зале МБОУ ДОД Детской школы искусств города Ставрополя подрядчиком ранее установленные прожекторы были заменены на прожекторы, предусмотренные проектно-сметной документацией, общей стоимостью 341,77 тыс. рублей.
По итогам проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Ставропольского муниципального специализированного монтажно-эксплуатационного унитарного предприятия "Транссинал" в доход бюджета города были перечислены средства в размере 321,08 тыс. рублей. По информации комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя в казну города были переданы 14 светофорных объектов общей стоимостью 15529,12 тыс. рублей, была увеличена остаточная стоимость модернизированных светофорных объектов на сумму 6335,00 тыс. рублей. Работа по передаче модернизированных и вводимых в эксплуатацию светофорных объектов в казну города для включения в реестр муниципальной собственности продолжается.
Администрацией города Ставрополя принят ряд мер по устранению нарушений, выявленных контрольным мероприятием "Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Ставрополе на 2010 - 2014 годы" за период 2010 - 2012 годов и 9 месяцев 2013 года", в частности, разработан порядок финансирования физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий города Ставрополя. Неправомерно выплаченные суммы на оплату невыполненных подрядчиком объемов работ в размере 49,36 тыс. рублей и на возмещение оплаты за проживание в размере 1,50 тыс. рублей были перечислены в бюджет города.
Дальнейшее исполнение требований представлений и предписаний, а также устранение вновь выявленных нарушений находится под постоянным контролем Контрольно-счетной палаты, в случае неоднократного неисполнения представлений и предписаний материалы будут направлены в органы прокуратуры для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
Одним из проблемных вопросов в текущей работе Контрольно-счетной палаты является привлечение организаций и должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства в бюджетной сфере, за несоблюдение сроков предоставления органу муниципального финансового контроля запрашиваемых им документов и непредоставление достоверной информации по реализации результатов контрольных мероприятий, что не позволяет сделать более действенной работу Контрольно-счетной палаты. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыполнение законных предписаний органов финансового контроля, однако сотрудники Контрольно-счетной палаты полномочиями для составления протоколов об административных правонарушениях не наделены.
В настоящее время Контрольно-счетной палатой прорабатывается механизм привлечения организаций и должностных лиц к административной ответственности, установленной действующим законодательством, а также проводится совместная работа с комитетом финансов и бюджета администрации города Ставрополя по определению порядка возмещения в доход бюджета города неправомерных расходов, установленных Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий.

IV. Взаимодействие с комитетами
Ставропольской городской Думы

В отчетном периоде сотрудники Контрольно-счетной палаты принимали участие в заседаниях комитетов Ставропольской городской Думы и администрации города Ставрополя.
Председатель Контрольно-счетной палаты и заместитель председателя Контрольно-счетной палаты приняли участие в 15 заседаниях Ставропольской городской Думы.
Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторы Контрольно-счетной палаты посетили 23 заседания администрации города Ставрополя и 49 еженедельных совещаний в администрации города Ставрополя.
Руководящий и инспекторский состав Контрольно-счетной палаты принимал участие в заседаниях комитетов Ставропольской городской Думы.

V. Взаимодействие с Контрольно-счетной палатой
Ставропольского края, правоохранительными органами
и Управлением Федерального казначейства
по Ставропольскому краю

В марте 2013 года состоялось заключение соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой Ставропольского края. Документ впервые в крае зафиксировал порядок взаимоотношений между региональным и муниципальным контрольно-счетными органами. Соглашение подписали председатель Контрольно-счетной палаты Ставропольского края и председатель Контрольно-счетной палаты города Ставрополя. Основой заключенного документа является соглашение сторон в сфере организации и осуществления контроля за законностью, результативностью (эффективностью) использования средств бюджета Ставропольского края и бюджета города Ставрополя, за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности края и собственности города.
В декабре 2013 года Контрольно-счетной палатой было подписано Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии между Контрольно-счетной палатой города Ставрополя и Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
Подготовлены и подписаны Положение о порядке взаимодействия прокуратуры города Ставрополя и Контрольно-счетной палаты города Ставрополя в январе 2014 года, Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Контрольно-счетной палатой города Ставрополя и Управлением МВД России по городу Ставрополю в феврале 2014 года, которые регламентируют порядок взаимодействия и координации деятельности сторон в области своевременного предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, связанных с незаконным использованием средств бюджета города либо муниципальной собственности.

VI. Методологическая и методическая работа
Контрольно-счетной палаты, совершенствование организации
контроля, обеспечение материально-технической базой

В соответствии со статьей 12 Положения о Контрольно-счетной палате Контрольно-счетной палатой совместно с правовым управлением Ставропольской городской Думы разработан и утвержден Регламент. В 2014 году планируется внесение изменений в Регламент с целью создания коллегии для предупреждения коррупционных правонарушений. Разработаны номенклатура дел Контрольно-счетной палаты, формы бланков и печатей.
В отчетном периоде разработаны и утверждены главой города Ставрополя должностные инструкции сотрудников Контрольно-счетной палаты.
В 2013 году Контрольно-счетной палатой разработаны и утверждены Положение об обеспечении доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты, Порядок проведения личного приема граждан в Контрольно-счетной палате, Положение об инспекциях Контрольно-счетной палаты, Инструкция по работе с документами (делопроизводству).
В связи со вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проведена подготовительная работа в части проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля). В план работы Контрольно-счетной палаты на 2014 год включено мероприятие "Аудит в сфере закупки компьютерного оборудования для муниципальных нужд и проверка эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели в учреждениях образования и культуры за 2011 - 2013 годы".
В соответствии со статьей 21 Положения о Контрольно-счетной палате и приказом председателя Контрольно-счетной палаты на официальном сайте Ставропольской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются материалы экспертно-аналитических контрольных мероприятий, планы работы Контрольно-счетной палаты и ряд других документов.
Войдя в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Союз МКСО), являющегося полноправным членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, Контрольно-счетная палата ведет работу по созданию и совершенствованию методологической основы организации рабочего процесса. Утверждены стандарт внешнего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и План подготовки Контрольно-счетной палатой города Ставрополя стандартов внешнего муниципального финансового контроля на 2014 - 2015 годы, согласно которому запланирована разработка 12 стандартов.
В течение отчетного периода в рамках работы Научно-методической комиссии Союза МКСО специалистами Контрольно-счетной палаты проведена правовая экспертиза четырех стандартов финансового контроля и двух методических рекомендаций, подготовлено шесть ответов на запросы Научно-методической комиссии Союза МКСО и Представительства Союза МКСО в Северо-Кавказском федеральном округе. Проведена работа по актуализации сводного реестра методических материалов муниципальных контрольно-счетных органов Северо-Кавказского федерального округа.
В феврале 2013 года на заседании Ассоциации контрольно-счетных органов Ставропольского края председатель Контрольно-счетной палаты города Ставрополя был избран членом Президиума Ассоциации.
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой оформлена подписка на периодические издания: журнал "Вестник АКСОР", журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений".

VII. Кадровое обеспечение деятельности
Контрольно-счетной палаты, повышение
квалификации сотрудников

В мае 2013 года председатель Контрольно-счетной палаты принял участие в XII конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов России, проходившей в г. Санкт-Петербурге, в июне участвовал во Всероссийском совещании контрольно-счетных органов на тему: "Государственный аудит системы обеспечения региональной экономической безопасности", проходившем в г. Грозном Чеченской Республики.
Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты прошел обучение в федеральном бюджетном учреждении "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" по программе повышения квалификации "Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований".
Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты и аудитор Контрольно-счетной палаты приняли участие в семинаре "Бюджет региона: анализ, управление, контроль", проводимом Высшей школой управления и экономической безопасности Российского университета дружбы народов.
Инспектор Контрольно-счетной палаты прошел обучение на курсах "Сметное дело" в Ставропольском краевом образовательном центре "Знание". Сотрудники Контрольно-счетной палаты приняли участие в двух вебинарах, один из которых был проведен Международным центром финансово-экономического развития на тему: "Контроль и аудит в государственных и муниципальных учреждениях", второй был проведен специалистами Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий на тему применения вступающего в силу с 1 января 2014 года Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Работа по дальнейшему повышению квалификации сотрудников Контрольно-счетной палаты будет продолжена и в 2014 году.
Расходы бюджета города на содержание аппарата Контрольно-счетной палаты в 2013 году составили 8816,31 тыс. рублей.

VIII. Основные итоги деятельности
Контрольно-счетной палаты за 2013 год

За отчетный период в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палатой проведено 31 мероприятие, в том числе 15 экспертно-аналитических и 16 контрольных, из которых 4 внеплановых мероприятия проведены по поручению органов прокуратуры Ставропольского края.
Подготовлены: заключение на проект решения Ставропольской городской Думы "Об исполнении бюджета города Ставрополя за 2012 год"; заключение на проект решения Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"; десять заключений на проекты решений Ставропольской городской Думы "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы от 26 декабря 2012 г. № 296 "О бюджете города Ставрополя на 2013 год"; пять аналитических записок.
За 2013 год Контрольно-счетной палатой направлено 325 запросов, отчетов, писем и информаций, 10 представлений для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений, 1 предписание для принятия безотлагательных мер.
Сумма денежных средств, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями, составила 17080070,76 тыс. рублей, в том числе экспертно-аналитическими мероприятиями - 16532949,07 тыс. рублей, контрольными мероприятиями - 2503608,86 тыс. рублей, из них: бюджетные средства - 547121,69 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1956487,17 тыс. рублей.
Количество объектов, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями, составило 56, из них: органы местного самоуправления (главные распорядители средств муниципального бюджета) - 28, муниципальные учреждения - 21, муниципальные унитарные предприятия - 5, коммерческие организации - 2.
Общая сумма нарушений, установленных по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, составила 602440,96 тыс. рублей, из них: 558217,57 тыс. рублей - по результатам контрольных мероприятий, 44223,39 тыс. рублей - по результатам подготовки заключения на проект решения Ставропольской городской Думы "Об исполнении бюджета города Ставрополя за 2012 год". В том числе: нецелевое использование бюджетных средств - 1713,79 тыс. рублей; неэффективное использование бюджетных средств - 31458,93 тыс. рублей; нарушения, имеющие признаки коррупционного характера, - 2038,47 тыс. рублей; нарушения в области закупок для муниципальных нужд - 54680,25 тыс. рублей; незаконное использование прочих денежных средств - 35717,76 тыс. рублей; неэффективное использование прочих денежных средств - 9459,47 тыс. рублей; признаки хищения денежных средств - 499,73 тыс. рублей; признаки подлога финансовых документов - 10043,13 тыс. рублей; нарушения в области обеспечения сохранности и использования государственной и муниципальной собственности - 164040,86 тыс. рублей; потери бюджета города Ставрополя в виде отчислений от прибыли предприятия, остающейся после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, - 367,89 тыс. рублей; нарушения при ведении бухгалтерского учета и составления отчетности - 15540,92 тыс. рублей; прочие нарушения - 276879,76 тыс. рублей.
Из общей суммы выявленных нарушений в результате проведения контрольных мероприятий предписано устранить нарушения на сумму 54239,01 тыс. рублей, устранено - 21568,92 тыс. рублей, в том числе: во время проведения контрольного мероприятия - 1621,75 тыс. рублей, по завершении контрольного мероприятия - 19947,17 тыс. рублей. Из числа устраненных нарушений: возмещено средств в доход бюджета города - 457,01 тыс. рублей, возмещено средств в бюджет Ставропольского края - 246,68 тыс. рублей, довыполнены работы на сумму 582,45 тыс. рублей; устранены нарушения при использовании муниципальной собственности (переданы в имущество казны объекты основных средств, увеличена остаточная стоимость модернизированных объектов основных средств) на сумму 17344,17 тыс. рублей; устранены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета на сумму 2813,18 тыс. рублей; прочие нарушения на сумму 125,43 тыс. рублей.
В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий вынесено 37 предложений по корректировке проектов нормативных правовых актов с целью предотвращения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере и оптимизации бюджетного процесса на общую сумму 208112,36 тыс. рублей, из которых приняты 34 предложения на сумму 201740,74 тыс. рублей.
За допущенные нарушения в проверенных организациях были привлечены к дисциплинарной ответственности 11 сотрудников.
По материалам Контрольно-счетной палаты в 2013 году правоохранительными органами по контрольному мероприятию "Проверка ОАО "Содружество" по вопросу эффективности использования доли (имущества) муниципального образования города Ставрополя (100%) в уставном капитале за 2006 - 2012 годы" возбуждено уголовное дело, по контрольному мероприятию "Проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" Промышленного района города Ставрополя" проводится доследственная проверка.
Материалы по результатам проведения проверки целевого и эффективного использования средств бюджета города, выделенных на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Ставрополе на 2010 - 2014 годы" за период 2010 - 2012 годов и 9 месяцев 2013 года", в частности, негосударственного образовательного учреждения "Ставропольский авиационный спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", переданы в Управление МВД России по городу Ставрополю в декабре 2013 года. Материалы по результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие культуры города Ставрополя на 2010 - 2012 годы", в частности, по проверке муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской хореографической школы города Ставрополя, переданы в Управление МВД России по городу Ставрополю и прокуратуру города Ставрополя в марте 2014 года. На момент составления отчета информация о рассмотрении указанных материалов правоохранительными органами в Контрольно-счетную палату не поступала.

IX. Основные направления деятельности
Контрольно-счетной палаты в 2014 году

Основными приоритетами деятельности Контрольно-счетной палаты в 2014 году определены:
контроль за исполнением бюджета города Ставрополя;
экспертиза проектов бюджета города;
внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города;
финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов города Ставрополя в части, касающейся расходных обязательств города Ставрополя, а также муниципальных программ города Ставрополя;
контроль за ходом реализации программ и планов развития города Ставрополя;
внедрение аудита эффективности использования бюджетных ассигнований;
внедрение контрактного аудита;
разработка и внедрение стандартов организации деятельности и стандартов внешнего муниципального финансового контроля по основным направлениям деятельности;
создание коллегии с целью оптимизации планирования и организации деятельности Контрольно-счетной палаты, рассмотрения наиболее сложных вопросов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, противодействия коррупции;
разработка механизмов привлечения к административной ответственности должностных лиц объектов контроля, допустивших административные правонарушения;
обеспечение принципа гласности в деятельности Контрольно-счетной палаты;
повышение уровня квалификации сотрудников Контрольно-счетной палаты;
улучшение материально-технической базы Контрольно-счетной палаты.
План работы Контрольно-счетной палаты на 2014 год сформирован с учетом поручений главы города Ставрополя и утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 31 декабря 2013 года, размещен на официальном сайте Ставропольской городской Думы.

Управляющий делами
Ставропольской городской Думы
Е.Н.АЛАДИН


------------------------------------------------------------------